10. Русская философия 18-20 вв.: просветители, революционеры-демократы, в.С.Соловьев, н.А.Бердяев, "русский космизм".
Революционеры демократы
Философские взгляды русских революционеров-демократов (Герцен, Белинский, Чернышевский, Добролюбов) возникают в условиях глубокого кризиса крепостничества, которое служило причиной заметного отставания социально-экономического развития России от Западной Европы. В философии русских рев.-дем. появилась закономерность мирового процесса развития философской мысли от высших форм домарксистской диалектики (Гегель) и материализма (Фейербах) к научному, диалектическому и историческому материализму.
В своей философской эволюции русские философы, каждый по своему, прошли школу философии Гегеля и Фейербаха, испытали их влияние, и, уяснив, что ни та, ни другая не являются научными и не могут служить теоретической основой революционного преобразования общества, начали критическую переработку взглядов этих философов, стремясь соединить материализм и диалектику в принципиально новой системе философских взглядов. Они создали оригинальную форму материализма и диалектики, имеющую переходный – от философии Гегеля и Фейербаха к научной философии – характер. Русские рев.-дем. шли путем, параллельным тому, по которому в то же время шли Маркс и Энгельс. Однако в силу отсталости условий русской жизни рев.-дем. остановились на половине пути, в то время как Маркс и Энгельс смогли создать новую систему взглядов.
Чернышевский видел в философии «теорию решения самых общих вопросов науки: вопросов об отношении духа к материи, о свободе человеческой воли, о бессмертии души и т.д.». Герцен, Чернышевский и Добролюбов обосновывали материализм, опираясь на данные естествознания – физики, химии, биологии, физиологии.
В противоположность Фейербаху, русские рев.-дем. поняли революционное значение духа диалектики Гегеля. Чернышевский доказывал, что человеческое познание диалектично, оно развивается от простого к сложному, оставаясь всегда неполным и относительным.
Ценные мысли были высказаны рев.-дем. о единстве человека и мира, о человеческой сущности. Без человека, - писал Герцен, «природа не заключает в себе всего смысла своего – в этом ее отличительный характер; именно мышление и дополняет, развивает его; природа – только существование и отделяется от себя в сознании человеческом для того, чтобы понять свое бытие; мышление продолжает необходимое развитие, без которого вселенная не полна, - то самое развитие, которое начинается со стихийной борьбы, с химического сродства и оканчивается самопознающим мозгом человеческой головы».
Замечательной чертой философии русских рев.-дем. было стремление соединить материалистическую философию с идеей революции. Дух материализма, усиленный диалектикой, позволил Герцену, Белинскому, Чернышевскому и Добролюбову создать систему революционно-демократических взглядов, основанных на идее крестьянской революции, которая должна была, по их убеждению, привести к социализму, который они считали закономерным результатом развития общества. Не имея еще материалистического понимания истории и научной политической экономии, русские рев.-дем. смогли прийти к идеям только утопического социализма.
Просветители.
С петровскими преобразованиями 17 – 18 века связано сближение с западноевропейской культурой. С петровских реформ усиливается интерес русских писателей к личности человека. Человек уже не является источником грехов, а он активная личность.
Михаил Ломоносов - ученый – естествоиспытатель. Являлся деистом. Допускал сотворение мира Богом, однако более он не вмешивается в дела природы. Ученый сформулировал материалистическое объяснение природы, выдвинув атомно – молекулярную гипотезу. Все природные тела состоят из мельчайших частиц, которые он называл монадами или атомами. Одно из главных открытий Ломоносова — обнаружение природы тепловых явлений. Он нашел, что “теплота тел состоит во внутреннем их движении” и возникает в следствие трения движущихся частиц. Другим значительным достижением Ломоносова была формулировка гипотезы о сохранении материи и движения, получившей статус теории с открытием закона сохранения и превращения энергии.
По философским воззрениям Александра Радищева можно также отнести к деистам. Важнейшее его философское сочинение – «о человеке, его смертности и бессмертии». В этой книге он рассматривал различные аргументы в пользу смертности и бессмертия человеческой души. Радищев – ярый противник самодержавия. Его самая знаменитая работа: «Путешествие из Петербурга в Москву» (после издания книги арестован и приговорен был к смертной казни). Радищев раскрывает подлинную картину народных бедствий и ненависть рабов к своим господам. Однако, в конце жизни взгляды писателя меняются: «мира неволя» лучше гражданской войны. Социальный идеал Радищева – общество свободных и равноправных людей, которые являются полноправными собственниками имущества, созданного их трудом.
Н.А.Бердяев начал закладывать в России основы экзистенциалистской философии, к которой он перешел во время ссылки за революционную деятельность. У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству: единственный источник творчества – свобода. Противоположность между духом и природой, по Бердяеву, является главной. Дух — это субъект, творчество, природа — неподвижность и пассивная длительность, объект. Главным элементом в этом противопоставлении выступает субъект, вплоть до того, что, по мнению Бердяева, объективный мир не существует сам по себе, но зависит от воли субъекта. Одна из важнейших в философии Бердяева — категория свободы. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием.
Понятие личности также является важным для Бердяева, он разделяет понятия “личность” и “человек”, “индивид”. Человек — божье творение, образ и подобие Бога, точка пересечения двух миров — духовного и природного. Личность — это категория “религиозно-духовная”, это творческая способность человека, реализация которой означает движение к Богу. Личность сохраняет общение “с духовным миром” и может проникнуть в “мир свободы” в непосредственном духовном опыте.
Человек, согласно Бердяеву, по своей природе существо общественное, история — это способ его жизни, поэтому Бердяев уделяет большое внимание философии истории. Историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы: в период господства последней реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, наступает процесс распада, падение веры, утрата людьми объединяющего духовного центра жизни и наступает эпоха революций. Творческие периоды истории приходят на смену после революций, несущих разрушение.
В.С.Соловьев
Философская система Соловьева одна из первых в России рассматривает всю действительность как целое, исходя из принципа единства мира, основанного на признании Бога как абсолютного сверхприродного идеального начала. По Соловьеву, в результате синтеза науки, философии и религии знание приобретает объективное значение, и Бог придает миру характер завершенной системы, поэтому познание реальности приводит к христианскому мировоззрению, основанному на учении о богочеловечестве, о воплощенных во Христе божестве и человеке. Он считает, что наиболее полноценной философией является мистическая. Согласно натурфилософии Соловьева, многообразие в природе повторяет изначальное многообразие в сфере идей, по образу которых Бог творит материальный мир, природу. Преодолению розни в бытии способствует длительный космоэволюционый процесс. Над космическим процессом, шедшим в мире до этого, возвышается теперь исторический процесс, источник развития которого — мировая душа, названная Соловьевым Софией.
В своей космологии Соловьев подчеркивает и важное значение материи. Это первый субстрат, принадлежность сущего.
Соловьев разрабатывает свое учение об эволюции природы, исходя из посылки, что все в мире стремится к абсолюту, что мир — это всеединство в состоянии становления.
Космизм.
Космос – единое структурное образование. Одной из центральных идей русского космизма является тезис о космическом предназначении человечества. Природа понимается как целостный организм, развивающийся не по механическим, а по биологическим законам, и человечество есть часть этого организма. Космос – целостный живой организм. В бесконечном времени и бесконечном пространстве может существовать бесконечное количество таких организмов. Константин Циолковский смысл сущ – ния материи видел в неограниченном возрастании могущества разума, что связано с неизбежным появлением и ростом космических цивилизаций. При этом судьба космоса зависит от деятельности таких цивилизаций. Владимир Вернадский разработал концепцию антропокосмизма, где природная и социальная деятельность рассматриваются в единстве как две стороны одного процесса. Естественнонаучное обоснование этой концепции: переход биосферы в ноосферу (сферу разума). Александр Чижевский считал, что космическая энергия обуславливает все жизненные процессы в биосфере.
- 1. Основной вопрос философии, его структура и варианты ответа. Формы материализма и идеализма. Второй вопрос философии.
- 2. Второй уровень – тройственный вопрос: о сущности мира, о сущности сознания и о сущности отношения сознания к материи.
- 4. Второй вопрос философии.
- 2. Социальные и гносеологические корни философии, материализма и идеализма. Проблема партийности философии.
- 3. Античная философия.
- 5. Античный материализм.
- 6. Античный идеализм.
- 4. Европейская философия Средних веков и эпохи Возрождения.
- 5. Английский материализм 17 века. Французский материализм 18 века.
- 9. Философия 17в.
- 10. Философия 18в.
- 6. Философия р.Декарта. Философия б.Спинозы.
- 7. Философия и.Канта.
- 8. Философия г.Гегеля.
- 9. Философия л.Фейербаха.
- 10. Русская философия 18-20 вв.: просветители, революционеры-демократы, в.С.Соловьев, н.А.Бердяев, "русский космизм".
- 11. Позитивизм и неопозитивизм.
- 12. Экзистенциализм.
- 13. Возникновение марксизма: предпосылки, сущность. Критерии научности в философии. Основные этапы развития научной философии.
- 14. Предмет философии и ее структура. Система философских наук. Онтология и гносеология. Соотношение материализма и диалектики. Теория и метод. Функции философии.
- 18. Предмет, структура и функции научной философии.
- 15. Философия и частные науки. Философия и искусство. Философия и политика.
- 2. Философия и частные науки.
- 16. Проблема сущности мира. Донаучные представления о материи.
- 17. Ленинское определение материи. Дискуссии о материи в советской философии.
- 18. Материя как субстанция. Атрибуты материи.
- 19. Пространство и время — формы бытия материи.
- 20. Движение — способ существования материи.
- 22. Сущность физической формы материи.
- 23. Сущность химической формы материи.
- 24. Сущность биологической формы материи.
- 25. Сущность социальной формы материи (человека).
- 26. Донаучные концепции сознания. Психология о сущности сознания и его структуре.
- 27. Научная философия о сущности сознания. Идеальное. Субъективное и объективное. Активность сознания.
- 28. Понятие отражения. Эволюция форм отражения. Возникновение сознания.
- 29. Сознание как свойство высокоорганизованной материи. Психофизиологическая проблема.
- 30. Принцип всеобщей связи.
- 31. Принцип развития.
- 32. Закон перехода количества в качество и качества в количество.
- 33. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 34. Закон отрицания отрицания.
- 35. Научная философия о сущности категорий. Система категорий. Общее, особенное и единичное.
- 36. Необходимость и случайность. Явление и сущность.
- 37. Форма и содержание. Возможность и действительность. Причина и следствие.
- 38. Конкретно-всеобщая теория развития. Развитие материи как целостный процесс. Философия и пограничные науки.
- 39. Единый закономерный мировой процесс и сущность человека. Как возможно достоверное научное мировоззрение.
- 40. Научная философия о сущности познания. Принципы научной гносеологии.
- 41. Чувственное познание. Его формы.
- 42. Логическое познание. Его фундаментальный уровень.
- 1. Осн. Логич. Процессы.
- 2. Осн.Логич.Формы.
- 3. Осн.Логич.Законы.
- 43. Обыденное познание. Научное познание.
- 39. Обыденное познание.
- 40. Научное познание, его уровни, формы и методы.
- 44. Проблема сущности истины. Конкретность истины. Абсолютная и относительная истина. Практика как основа познания и критерий истины.
- 41. Истина.
- 42. Практика.
- 45. Основной вопрос социальной философии: структура и варианты ответа. Материалистическое понимание истории: основные положения и аргументация.
- 45. Материалистическое понимание истории.
- 46. Сущность человека. "Сущностные силы" человека.
- 47. Индивид и общество. Понятие личности, ее формирование. Роль народных масс и личности в истории.
- 49. Проблема индивида и общества.
- 48. Человек как объект биологического исследования.
- 49. Историческая форма общества. Понятия общественно-экономической формации и цивилизации.
- 50. Материальное производство: структура и источники развития.
- 51. Производительные силы: структура и источники развития. Производственные отношения: структура и источники развития.
- 52. Сущность труда.
- 53. Собственность: природа, структура, тенденции развития.
- 54. Свобода и социальные факторы ее развития.
- 55. Научно-технический прогресс: сущность, основные принципы, направления развития.
- 56. Исторические общности людей.
- 57. Классы и классовая борьба.
- 56. Классовая структура общества.
- 58. Происхождение и сущность государства.
- 59. Индивидуальное и общественное сознание. Законы развития общественного сознания.
- 58. Сущность и законы развития общественного сознания.
- 60. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания.
- 61. Сущность истории человечества, ее закономерности. Единство и многообразие исторического процесса.
- 62. Первобытнообщинная формация. Рабовладельческая формация. Феодальная формация.
- 63. Капиталистическая формация. Постиндустриальное общество.
- 64. Теория коммунистической формации.