logo search
Религиозная Философия

§ 1. Галилео Галилей

Галилео Галилей (1564–1642) первым высказал основные положения, которые легли в основание современной науки. Эти положения вытекают из теории двойственной истины, исповедуемой Галилеем: истина одна, но Бог открывает ее двояким образом: как истину, изложенную в Священном Писании, и как истину, изложенную в книге природы. Они не противоречат друг другу, поскольку Священное Писание является книгой Божественного откровения, а книга природы — книгой Божественного творения. Но познавать эти две книги мы можем разными способами. Обе они самостоятельны: познавая Священное Писание путем откровения, путем веры, или познавая книгу природы путем разума, мы приходим в конце концов к одним и тем же положениям. Но когда человек изучает природу, он должен изучать именно природу, а не Библию, иначе происходит подмена методов, и пользы от такого исследования не будет.

Галилеевская наука пришла на смену науке аристотелевской. Авторитет Аристотеля, и так весьма высокий, еще более вырос после работ Фомы Аквинского, который фактически «воцерковил» Аристотеля, так что многие положения физики Аристотеля стали считаться христианскими положениями. Именно в этом следует искать причину того, почему борьбу с аристотелизмом в науке многие стали считать борьбой с христианством. В действительности же произошла элементарная подмена понятий, и сами ученые — творцы новой науки это прекрасно понимали и полемизировали именно с Аристотелем, а не с христианством.

Одно из главных положений современной науки состоит в утверждении однородности пространства, однородности всего мира, в отличие от античной и средневековой физики, которые утверждали в мире наличие естественных мест. По Галилею же, естественных мест не существует. Все предметы ведут себя одинаково, независимо от того, где они находятся — на земле или на небе.

Физика Аристотеля и его средневековых продолжателей была наукой качественной, изучающей умопостигаемые сущности явлений. Недаром Аристотель именовал физику «второй философией». Математическое познание не имеет никакого отношения к природе. Галилей исходит из другой концепции — пифагорейско-платоновской, утверждающей число первоначалом мира, и формулирует принцип, согласно которому книга природы написана на языке математики. Из этого принципа и берет свое начало современное математическое естествознание. Для Аристотеля геометризация природы выглядела бы полнейшей чушью: реальные вещи не имеют ничего общего с идеальными геометрическими фигурами — в природе не существует ни точки, ни окружности, ни прямой. Для галилеевской же физики такие выражения, как «материальная точка», «движение по прямой или по окружности», — вполне обыденны, ведь Галилей – платоник, и убежден, что познавать можно лишь идеальные сущности, а не материальные предметы.

Итак, вклад Галилея в построение научного естествознания можно свести к следующим положениям: 1) метод науки независим от религиозных положений, хотя и не противоречит им; наука, таким образом, самостоятельна в своих исследованиях; 2) научные положения можно согласовать с христианскими путем аллегорического толкования Священного Писания; 3) пространство однородно, природа предметов во всей вселенной одинакова; 4) языком описания природы является математика; 5) следует доверять не простому наблюдению, а тщательно продуманному эксперименту.

Галилей лишь начал процесс создания новой науки. Здание науки им не достроено до конца, ведь в нем нет таких фундаментальных понятий, как закон природы, сила и др. Продолжит дело Галилея по формированию новоевропейской науки Р. Декарт и Г.В. Лейбниц.