logo search
Религиозная Философия

§ 5. Русская религиозная философия последней четверти XIX в.

Данный период был важной эпохой в становлении философского сообщества в России. Помимо университетских и академических кафедр его важными структурами были созданные при активном участии религиозных философов круга В.С. Соловьева Московское психологическое общество (1885) и журнал «Вопросы философии и психологии» (1889) — главный философский журнал дореволюционной России. В идейном отношении наряду с философией духовных академий (В.Д. Кудрявцев-Платонов, Алексей И. Введенский, В.И. Несмелов, архиеп. Никанор (Бровкович)) наибольшее значение имели направление, связанное с именем Вл. Соловьева («метафизика всеединства»), рационалистический спиритуализм («неолейбницеанство») Л.М. Лопатина, А.А. Козлова и др., неогегельянство Б.Н. Чичерина, П.А. Бакунина, космизм Н.Ф. Федорова. С точки зрения философской формы этот период не случайно был назван В.В. Зеньковским «периодом систем» — достигшая зрелости и самостоятельности русская философская мысль действительно дала здесь целый ряд систематических философских построений, среди которых первое место принадлежит, несомненно, системе Вл. С. Соловьева.