logo search
Религиозная Философия

§ 3. Русская мысль XVIII – начала XIX в.

Программа европеизации русской культуры, предложенная Петром I, означала вместе с тем и ее радикальную секуляризацию, переориентацию и творческой, и обыденной жизни людей на ценности «земного града». Именно из стремления к осознанному преодолению этих тенденций возникнет впоследствии оригинальная русская философская традиция. Ее духовные истоки следует, в этом отношении искать в движениях, более или менее осознанно противостоявших секуляризации и подражательности: в религиозной практике и мысли преп. Паисия Величковского, св. Тихона Задонского, митр. Платона (Левшина), оригинальных течениях русской литературы, духовных и мистических исканиях русских масонов (Н.И. Новиков, И.В. Лопухин, Ф.А. Лабзин, М.М. Сперанский).

В Духовных академиях философия была на протяжении всего XVIII века одним из основных предметов, считавшимся необходимым как для подготовки к восприятию богословского знания, так и для его научного обоснования. В 1750-е годы в Академиях происходит постепенный переход от латинской к протестантской схоластике, основанной на систематизации идей Лейбница, предложенной Хр. Вольфом. Именно выпускники Академии наряду с приглашенными из-за границы профессорами, начали преподавание философии в российских университетах. Наряду с вольфианством они опирались также на идеи представителей французского Просвещения и английского эмпиризма.

Наибольшей самостоятельностью отличается в этот период мысль М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Г.С. Сковороды.

М.В. Ломоносов (1711–1765) был одним из наиболее выдающихся русских ученых-энциклопедистов. Его творческая деятельность поистине многостороння: ему принадлежат значительные достижения в области физики, химии, русской истории, языкознания, ценное поэтическое наследие, осуществление одной из важнейших реформ русского литературного языка, организация (вместе с гр. И. Шуваловым) Московского университета — в соединении с искренней религиозной верой ставила перед ним ряд важных методологических и религиозно-философских вопросов. Изучал философию в Славяно-греко-латинской и Киево-могилянской академиях, а затем у Вольфа в Марбургском университете. Большое влияние оказали на него идеи Лейбница и Декарта. Последовательно отстаивая концепцию двойственной истины, — понимаемую как взаимную независимость и в тоже время взаимную дополняемость религии и науки, точнее, частных наук и богословия, — как обоснования свободы научного исследования, он вместе с тем указывал и на собственное религиозное значение «испытания натуры».

А.Н. Радищев (1749–1802) может рассматриваться как наиболее значительный представитель русского Просвещения. Он испытал влияние идей Просвещения, а также Лейбница. Наиболее известными сочинениями Радищева являются «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) и ода «Вольность». Именно они оказали определяющее влияние на становление русской оппозиционной и радикально-революционной мысли. Публикация «Путешествия…» стала причиной преследования Радищева, закончившегося его ссылкой в Илимский острог. Однако наибольшее философское значение имеет написанный им в ссылке трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Искусно выстраивая здесь своеобразный диалог основных философских направлений своей эпохи (материализма, деизма, спиритуализма), Радищев в первых частях раскрывает различные аспекты телесной организации человека и приводит аргументы в пользу его смертности. Однако в дальнейшем, указывая на несводимость познания к чувственному опыту, приходит к выводу о простоте, неделимости и, следовательно, бессмертии человеческой души.

Г.С. Сковорода (1722–1794) часто признается едва ли не родоначальником оригинальной русской (и украинской) философии. Получил образование в Киево-могилянской академии, для завершения его предпринял заграничное путешествие. Некоторое время преподавал в Переяславском и Харьковском коллегиумах, в 1769 г. оставил преподавание и начал жизнь странствующего философа, «старчика». Вопреки академическому аристотелизму, Сковорода в своем философском творчестве определился как яркий представитель христианского неоплатонизма в культуре позднего украинского барокко. Основополагающую роль в его мышлении играла онтологическая концепция трех взаимно отражающихся друг в друге миров (макрокосм – Вселенная, микрокосм — человек и общество, мир символов, прежде всего Св. Писание, аллегорическое толкование которого было одним из основных приемов мышления Сковороды) и двух «натур» (видимой и невидимой, материи и формы), своеобразно проявляющих себя в каждом из этих миров. Большую роль в мысли Сковороды играл также библейский образ Софии Премудрости Божией.