logo search
Религиозная Философия

§ 2. Православное образование, богословие и философия в России XVII в.

Основными событиями русской истории XVII в., значимыми с точки зрения последующего развития философской мысли, следует считать, по-видимому, Смутное время и раскол, приведший к возникновению старообрядчества. В это время происходит как бы временное «оскудение» русской святости, однако, необходимость просвещения все больше осознается церковной и государственной властью. В конце XVII в. в России возникают первые духовные школы. В 1687 г. братья Лихуды начинают преподавание в Славяно-греко-латинской школе, из которой выросла впоследствии Московская Духовная Академия.

Одновременно борьба православных братств с Брестской церковной унией, проходившая главным образом на территории современной Украины, потребовала активного развития систематической богословской мысли и образования, опиравшихся на философский фундамент. В преобразованной в 1631 г. по образцу иезуитских школ Киево-могилянской коллегии философия становится одним из важнейших предметов преподавания; которое осуществлялось по латинским неосхоластическим образцам, возникшим в эпоху Контр-реформации, пишется большое количество учебников и руководств. Выпускники Киево-могилянской коллегии сыграли большую роль в развитии русской богословской и философской мысли и образования в Москве.