И.Кант – основоположник немецкой классической философии
В центре внимания Иммануила Канта (1724 – 1804) – гносеология (теория познания) и первейший вопрос: что я могу знать? В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивал идею агностицизма.
Большинство философов до Канта видело в качестве причин агностицизма сложность и загадочность окружающего мира. Кант говорит: не в мире дело, а в ограниченных возможностях разума. Как только разум человека пытается выйти за собственные рамки, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии):
ограниченность пространства (мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве, с другой стороны, мир не имеет начала во времени и безграничен);
простое и сложное (существуют только простые элементы, с другой стороны, в мире нет ничего простого);
свобода и причинность (существует не только причинность, но и свобода, с другой стороны свободы не существует, все совершается силу строгой причинности по законам природы);
наличие бога (бог есть, с другой стороны, бога нет).
С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий, получается: разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство агностицизма.
Процесс познания направлен на получение знаний. Кант классифицирует знание как:
апостериорное знание — знание, которое получает человек в результате жизненного опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным.
априорное знание — доопытное (существует в разуме изначально и не требует доказательства, например: «Человеческая жизнь протекает во времени» - это очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее: нельзя представить жизнь живого человека, протекающую вне времени). Априорное знание абсолютно достоверно и надежно.
«Вещь в себе» - это сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом до конца.
Само сознание (чистый разум), по Канту, включает в себя:
• чувственность (первоначальная систематизация ощущений в пространстве и времени);
• рассудок (с помощью категорий как предельно общих понятий (например, количество, качество, возможность, невозможность) происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений);
• разум (высший уровень сознания, высшие идеи, такие как идея Бога; идея души).
Философия, по Канту, является наукой о высших идеях
- Введение. Что такое философия? Философия как любовь к мудрости
- Философия как разновидность мировоззрения
- В чем своеобразие философии
- О философских вопросах
- Структура философии
- Основные функции философии
- Раздел I
- История мировой философии
- Индийская философия
- О философии Востока и Запада
- Индийская философия: основные понятия
- Основные выводы
- Китайская философия
- Античная философия
- Сущность человека - душа. Этика Сократа
- «Майевтика» Сократа
- Платон – автор концепции идей
- Антропология Платона
- Учение Платона о государстве
- Человек – общественное животное
- Аристотель – автор логики
- Кинизм (цинизм). «Ничего лишнего!»
- Эпикуреизм. Счастье – это умеренное наслаждение
- Стоицизм. Счастье – это жизнь в соответствии с космическим законом
- Скептицизм. Воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными
- Основные выводы
- Средневековая философия
- Августин Блаженный
- Фома Аквинский
- Основные идеи философии Возрождения
- Гуманизм
- Философия Реформации
- Философия и политика
- Философия от Декарта до Канта (хvii-хviii вв.)
- Рене Декарт – основатель философии Нового времени
- Метод «картезианского сомнения»
- Спор об идеях продолжают Джон Локк и Дэвид Юм
- И.Кант – основоположник немецкой классической философии
- Абсолютный нравственный закон
- Философия XIX века Диалектика Гегеля
- Философия Людвига Фейербаха
- Карл Маркс: новые проблемы
- Шопенгауэр и Ницше: последний всплеск философии Нового времени
- Шопенгауэр
- Основные выводы
- Современная философия
- Герменевтика
- Постмодернизм
- Русская философия
- Федор Достоевский о природе зла
- Лев Толстой о непротивлении злу насилием
- Русские космисты
- Раздел II
- Философия человека
- Человек как основная проблема философии
- Происхождение и развитие человека
- Ч.Дарвин и супершимпанзе
- Для чего живет человек?
- Основные характеристики человека
- Проблема сознания Многообразие подходов
- Происхождение сознания
- Три стороны сознания
- Сознание и бессознательное
- Учение о познании
- Чувственное и рациональное познание
- Что есть истина?
- Раздел III
- Духовная жизнь человека
- Философия и научная картина мира
- О картине мира
- Одиноки ли мы во Вселенной?
- Основные категории научной картины мира: время
- Основные категории научной картины мира: пространство
- Основные категории научной картины мира: движение
- Философия и религия
- Еще раз о смысле жизни
- Философия искусства
- Проблема гения
- Кризис современного искусства
- Раздел IV
- Социальная жизнь
- Философия культуры
- Культура и культ
- Борьба Аполлона и Диониса
- Проблема массовой культуры
- Культура и цивилизация
- Культура и контркультура
- Слова Ницше: Бог умер!
- Философия истории
- Концепции однолинейного прогрессивного развития
- Концепции многолинейного развития
- Циклические концепции истории: замкнутые культуры
- А. Тойнби: мировые цивилизации
- Современные концепции
- Россия: диалог между Востоком и Западом
- П.Чаадаев: исторические судьбы России
- Славянофилы и западники о судьбах России
- Глобальные проблемы современности