logo search
Религиозная Философия

§ 2. Предмет религиозной философии

Философия - понятие весьма широкое и неопределенное. Предмет религиозной философии в этом плане отличается большей конкретностью. Если для философии вообще не существует запретных вопросов и нежелательных ответов, то религиозная философия сознательно ограничивает себя, с самого начала давая положительный ответ о сущности религиозного знания. С этим связаны и основные проблемы и вопросы религиозной философии и отличие ее от собственно философского поиска. Ведь для религиозного мыслителя, какой бы религии он ни был приверженцем, есть истины, не подвергаемые сомнению.

Конечно, во все времена многие философы также использовали в своих учениях религиозные моменты: учили о Боге, бессмертии души, спасении человека. Достаточно вспомнить таких античных философов, как Ксенофан, Платон, Аристотель, Плотин. И все же очевидно, что их богословие серьезно отличается от богословия религиозных философов (скажем, Августина или Фомы Аквинского). Для нерелигиозного философа его рассуждения о Боге всегда основаны на его философских положениях, и мы даже можем не знать о его религиозности (в каких богов или Бога он верит, какое место уделяет богослужению, постам и т.п.); для религиозного — наоборот: философские мысли основываются на его верованиях и дополняют их. Поэтому можно говорить о религиозной философии в ее конфессиональном приложении – есть христианская, мусульманская, иудейская, буддийская философия и т.п.

Проблемы, которые ставятся в религиозной философии, тоже имеют свой самобытный характер. Очень хорошо выразил суть религиозного подхода и его отличие от светского средневековый христианский мыслитель Ансельм Кентерберийский: «Ибо я не разуметь ищу, дабы уверовать, но верую, дабы уразуметь». Философия для верующего человека – это зачастую инструмент для понимания своей веры. Хотя здесь тоже возникает вопрос: а можно ли понять веру? Не подменяется ли вера разумом? Ведь, может быть, тем самым вера фактически уничтожается. И это тоже проблема религиозной философии. Даже отрицая правомерность философского анализа, многие делают это философским же образом.

Можно выделить ряд проблем, составляющих собственно основное поле религиозной философии. Разумеется, это вопрос о Боге. Познание Бога – это цель многих религий. С этим связаны и вопросы, которые ставит перед собой человек. Для удобства распределим эти вопросы так, как принято классифицировать проблемы в собственно философии, учитывая, что сама философия разделяется на ряд дисциплин: учение о бытии (онтология), о познании (гносеология), о нравственности (этика), о человеке (антропология), об обществе (социология и философия истории) и др.

К онтологическим вопросам относятся следующие. Существует ли Бог? Что такое бытие и как оно относится к божественному бытию? Какова природа Бога? Существует ли помимо Бога иной божественный мир? Каково отношение Бога к материальному миру? И т.п.

Гносеологические проблемы. Можно ли познать Бога? А если можно, то в какой степени? Какая способность познания ведет нас к знанию о Боге? Что такое вера и как она относится к разуму? Что такое религиозный опыт? Каково его происхождение? И др.

Антропологические вопросы. Какова природа человека: имеет ли он душу или состоит только из тела? Какова природа души? Смертна она или бессмертна? Можно ли доказать бессмертие души? Свободен ли человек? Что такое свобода? Каково происхождение человека? Что ждет человека после телесной смерти? И т.д.

Нравственные вопросы. Что такое нравственность? Каково ее происхождение? Можно ли доказать, что «если Бога нет, то все позволено» (Достоевский)? Откуда в мире зло и страдание, если Бог всемогущ (проблема теодицеи)?

Социологические вопросы. Какова роль религии и Церкви в обществе? В чем причина возникновения религии?

Разумеется, этот перечень не может быть исчерпывающим. К тому же сам принцип подобной классификации страдает некоторой условностью: нравственные вопросы, например, пересекаются с антропологическими, гносеологические – с онтологическими и т.п. Но это неудивительно, ведь философия – это всегда система знаний, где одно знание выводится из другого, и поэтому все взаимосвязано.

На все эти вопросы существуют различные ответы – в зависимости от вероисповедания философа, времени его жизни, особенностей его философских воззрений и т.п. Поэтому мы в нашем учебном пособии дадим на них ответы в ходе общего историко-философского изложения.

При этом необходимо учитывать специфику религиозной философии и видеть ее отличие от близких к ней видов знания, в частности от теологии (богословия) и от философии религии.

Предметом философии религии является сама религия как некоторый факт духовной и общественной жизни человека. При этом от исследователя не требуется, чтобы сам он был сторонником той или иной религии. Он должен всего лишь объективно изучить религию. Например, он должен проанализировать, как представители разных религий понимают свою духовную жизнь, ее значение и смысл, выявить общность и различия в духовном содержании религий.

Теология же излагает догматическое учение той или иной религии. При этом положения этой религии воспринимаются как сами собой разумеющиеся, на веру, и вопрос о том, почему догматы и положения таковы, а не иные, может даже не ставиться.

Отсюда видно, что религиозная философия имеет как общие, так и специфические черты по отношению к теологии и философии религии. Общим с теологией является, прежде всего, то, что религиозный философ принимает все (или некоторые) положения той религии, адептом которой он является. Иначе говоря, теология входит как составная часть в религиозную философию (или пересекается с ее понятийной областью, если речь идет о неортодоксальном философе). Философ религии может быть даже атеистом, религиозный же философ – ни в коем случае. Отличает религиозную философию от теологии необходимость критического отношения к положениям своей религии. Общим с философией религии у религиозной философии является рассудочный характер исследования поставленных проблем, а также и некоторые проблемы. Отличие – в религиозной идентификации исследователя.