logo search
Религиозная Философия

§ 9. Иоанн Скот Эриугена

После Августина и вплоть до XI века на Западе практически не было оригинальных философов. На этом фоне выделяется Иоанн Скот Эриугена (810—877), прославившийся как своими переводами с греческого на латынь произведений некоторых восточных богословов (прежде всего преп. Максима Исповедника), так и своими работами.

Известность Иоанн Скот Эриугена приобрел благодаря своему спору с Готтшальком, который считал, что все люди предопределены ко спасению или к осуждению. В работе «О божественном предопределении» Эриугена утверждал, что поскольку зло не существует, то к несуществующему нельзя предопределить. Зло может быть понято только как отрицательное, поэтому человек полностью свободен, он не предопределен ко злу, тем более что Бог выше времени и Он не предопределяет во времени. Единственное предопределение Богом человека состоит в том, что Бог дает ему свободу. А источником зла является злоупотребление человеком свободой.

Главной работой Эриугены является «О разделении природы». Эриугена называет природой все существующее, и поскольку Бог существует, постольку и Бог есть природа. Бог есть все во всем, поэтому в любой сотворенной им вещи Бог присутствует во всей свой полноте.

Бог творит мир, но творит не в однократном творении, а в некоем вневременном созидании, которое Эриугена описывает в виде четырех ступеней. Это и есть четыре природы. Первая природа — это «природа не сотворенная и творящая», вторая — «природа сотворенная и творящая», третья — «природа сотворенная и нетворящая» и четвертая — «природа несотворенная и нетворящая». Как понимать эти четыре природы?

Природа несотворенная и творящая — это Бог как причина всего. Бог, Сам будучи несотворенным, творит Ум, божественные идеи, существующие в Логосе, Сыне Божием, которые являются посредниками между Богом и миром, — это и есть природа сотворенная и творящая. Рождение Сына не предшествует во времени сотворению в Нем идей. Они совечны Ему, но все же отличаются от Него, как отличается тварь от Творца.

Раскрытием божественных идей является сотворенный чувственный мир, т.е. природа сотворенная и нетворящая.

На четвертом этапе Бог возвращается Сам к Себе как цели всего и теперь уже есть природа несотворенная и нетворящая. Бог есть природа несотворенная, потому что, сотворив мир, Он достигает цели Своего творения и поэтому уже не творит. Переход к этой природе возможен только при участии человека. Ведь человек есть образ Божий, Его мысль. Поскольку мысль тождественна бытию, то мысль человека и есть все бытие. Материальный мир существует в нашей мысли и есть проявление божественного духа. Все находится в человеке, и поэтому сотворение человека является одновременно и сотворением мира. Поэтому все по своей сущности духовно, и лишь уму, поврежденному грехопадением, кажется, что чувственный мир существует самостоятельно.

Смысл жизни человека и состоит в том, чтобы очиститься от всего, что не может быть признано свойственным ему как образу Божию. Человек должен воссоединиться с Богом. Очищенная материальная природа тогда обратится в дух, в интеллект. В этих положениях Эриугена опирается на мысли свв. Григория Богослова и Максима Исповедника, также считавших, что «во время воскресения... поглощена будет плоть душею в духе, душа же Богом» (преп. Максим Исповедник). Впервые этот процесс был совершен в Иисусе Христе, а через Него человек тоже может достичь этого объединения. В конце концов, при помощи Христа все материальное творение одухотворится светом второго пришествия Иисуса Христа, и все возвратится в божественную природу и успокоится в ней. Поэтому и четвертая природа является той самой природой несотворенной и нетворящей.

Впоследствии учение Эриугены было осуждено как возврат к Оригену, а все экземпляры книги «О разделении природы» велено было сжечь.