20. Движение — способ существования материи.
Понятия о пространстве и времени неполно раскрывают способ существования материи. Другим важнейшим способом существования или формой бытия материи является движение и развитие. Теоритически корректней было бы назвать третий атрибут материи развитием, т.к. движение – это абстрактная сторона развития, а не самостоятельный атрибут материи. Однако движение проще развития, поэтому характеристику целостного атрибута можно начать с понятия движения.
Движение, как еще одно предельное понятие науки, так же нельзя подвести под более широкое понятие. Энгельс определял движение как «изменение вообще». Как обыденный опыт, так и материал науки свидетельствуют, что вещи обладают способностью изменения, перехода из одного состояния в другое. Движение – это перемена места в пространстве, изменение физических полей, химического состава, структуры и функций организмов, процесс практического преобразования предметов человеком, рост знаний и т.д.
Более строго движение может быть определено как снятие абстрактного тождества предмета с самим собой. Каждая вещь, оставаясь до какого-то предела самой собой, в то же время непрерывно меняется, перестает быть самой собой, тождественной себе. Вне такого непрерывного движения вещь не существует и не может мыслиться.
Понятие движения раскрывается далее через противопоставление покою. Движение предполагает субстрат, который изменяется. Это означает, что движение должно быть связано с чем-то относительно покоящимся. Покой и движение не являются равноправными. Покой выступает как момент движения. Поэтому диалектика рассматривает движение как абсолютное, а покой – как относительный (2 смысла : внутри непрерывные изменения, смена одного покоя другим относительным покоем).
В широком смысле движение – это целостный процесс, включающий в себя моменты покоя и собственно движение, движение в узком смысле, «за вычетом» покоя.
Материя и движение неразрывно связаны. Нет материи без движения, как нет и движения без материи. Движение принадлежит материи, является ее способом существования, свойством материи. Неразрывная связь материи и движения доказывается всем материалом общественных, естественных и технических наук.
Движение существует только как изменение чего-либо, некоторого субстрата (теряет смысл, если его оторвать от тела, т.к. получено на основе восприятия движ – ся тела). Оствальд попытался оторвать. Уравнение Энштейна. 21. Формы материи и формы движения (развития). Понятие единого закономерного мирового процесса.
Формы материи.
Окружающий нас материальный мир един и вместе с тем многообразен. Опираясь на данные частных наук, научная философия изучает наиболее общую структуру мира. С позиций научной философии реальный мир – это последовательность бесконечного множества форм материи и соответствующим им форм движения и развития. Форма материи – это вид материи, «определенная материя», или, иначе, материя на определенной ступени развития. Форма движения и развития, или, короче, форма развития – присущий форме материи способ развития, включающий в себя и способ изменения.
Следует различать основные, частные и комплексные формы материи и соответствующие им формы развития и движения.
Основные формы материи образуют бесконечный ряд, из которого мы знаем в настоящее время 4 формы материи: физическую, химическую, биологическую и социальную.
Частные формы материи и развития входят в состав основных (например, физическая включает в себя: элементарные частицы, атомы, кварки, планеты, галактики).
В реальной действительности основные формы материи не существуют в чистом виде, они образуют комплексы, имеющие свою структуру и законы. В пределах известной нам части мира можно различить следующий ряд комплексных форм материи: астрономическую/космологическую (комплекс Ф,Х,Б,С ), геологическую (сочетания Ф и Х в пределах Земли ) и географическую (Ф,Х,Б,С формами в пределах верхних оболочек Земли – лито-, гидро-, атмо- и биосферы). Более слабое единство, определяющая роль принадлежит ФФМ. Возникают на базе развития основных форм материи. 5 форм движения (Энгельс) : механическое + 4 основных. А свете современной науки ме – кое движение вошло в состав физического.
Единый закономерный мировой процесс.
Мир – единая материальная субстанция. Ее важнейшим способом существования является процесс развития. Материальное единство мира выражается потому в единстве мирового процесса развития, т.е. в едином закономерном мировом процессе. Субстанциальное единство мира проявляется в его процессуальном единстве. Идея единого мирового процесса была разработана Энгельсом и Лениным и включена в число важнейших идей диалектического материализма. Согласно Ленину, мир есть «вечный процесс», «мир есть вечно движущаяся и развивающаяся материя», «единый, закономерный мировой процесс».
Четыре основные формы материи выступают в качестве ступеней единого бесконечного мирового процесса развития.
- 1. Основной вопрос философии, его структура и варианты ответа. Формы материализма и идеализма. Второй вопрос философии.
- 2. Второй уровень – тройственный вопрос: о сущности мира, о сущности сознания и о сущности отношения сознания к материи.
- 4. Второй вопрос философии.
- 2. Социальные и гносеологические корни философии, материализма и идеализма. Проблема партийности философии.
- 3. Античная философия.
- 5. Античный материализм.
- 6. Античный идеализм.
- 4. Европейская философия Средних веков и эпохи Возрождения.
- 5. Английский материализм 17 века. Французский материализм 18 века.
- 9. Философия 17в.
- 10. Философия 18в.
- 6. Философия р.Декарта. Философия б.Спинозы.
- 7. Философия и.Канта.
- 8. Философия г.Гегеля.
- 9. Философия л.Фейербаха.
- 10. Русская философия 18-20 вв.: просветители, революционеры-демократы, в.С.Соловьев, н.А.Бердяев, "русский космизм".
- 11. Позитивизм и неопозитивизм.
- 12. Экзистенциализм.
- 13. Возникновение марксизма: предпосылки, сущность. Критерии научности в философии. Основные этапы развития научной философии.
- 14. Предмет философии и ее структура. Система философских наук. Онтология и гносеология. Соотношение материализма и диалектики. Теория и метод. Функции философии.
- 18. Предмет, структура и функции научной философии.
- 15. Философия и частные науки. Философия и искусство. Философия и политика.
- 2. Философия и частные науки.
- 16. Проблема сущности мира. Донаучные представления о материи.
- 17. Ленинское определение материи. Дискуссии о материи в советской философии.
- 18. Материя как субстанция. Атрибуты материи.
- 19. Пространство и время — формы бытия материи.
- 20. Движение — способ существования материи.
- 22. Сущность физической формы материи.
- 23. Сущность химической формы материи.
- 24. Сущность биологической формы материи.
- 25. Сущность социальной формы материи (человека).
- 26. Донаучные концепции сознания. Психология о сущности сознания и его структуре.
- 27. Научная философия о сущности сознания. Идеальное. Субъективное и объективное. Активность сознания.
- 28. Понятие отражения. Эволюция форм отражения. Возникновение сознания.
- 29. Сознание как свойство высокоорганизованной материи. Психофизиологическая проблема.
- 30. Принцип всеобщей связи.
- 31. Принцип развития.
- 32. Закон перехода количества в качество и качества в количество.
- 33. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 34. Закон отрицания отрицания.
- 35. Научная философия о сущности категорий. Система категорий. Общее, особенное и единичное.
- 36. Необходимость и случайность. Явление и сущность.
- 37. Форма и содержание. Возможность и действительность. Причина и следствие.
- 38. Конкретно-всеобщая теория развития. Развитие материи как целостный процесс. Философия и пограничные науки.
- 39. Единый закономерный мировой процесс и сущность человека. Как возможно достоверное научное мировоззрение.
- 40. Научная философия о сущности познания. Принципы научной гносеологии.
- 41. Чувственное познание. Его формы.
- 42. Логическое познание. Его фундаментальный уровень.
- 1. Осн. Логич. Процессы.
- 2. Осн.Логич.Формы.
- 3. Осн.Логич.Законы.
- 43. Обыденное познание. Научное познание.
- 39. Обыденное познание.
- 40. Научное познание, его уровни, формы и методы.
- 44. Проблема сущности истины. Конкретность истины. Абсолютная и относительная истина. Практика как основа познания и критерий истины.
- 41. Истина.
- 42. Практика.
- 45. Основной вопрос социальной философии: структура и варианты ответа. Материалистическое понимание истории: основные положения и аргументация.
- 45. Материалистическое понимание истории.
- 46. Сущность человека. "Сущностные силы" человека.
- 47. Индивид и общество. Понятие личности, ее формирование. Роль народных масс и личности в истории.
- 49. Проблема индивида и общества.
- 48. Человек как объект биологического исследования.
- 49. Историческая форма общества. Понятия общественно-экономической формации и цивилизации.
- 50. Материальное производство: структура и источники развития.
- 51. Производительные силы: структура и источники развития. Производственные отношения: структура и источники развития.
- 52. Сущность труда.
- 53. Собственность: природа, структура, тенденции развития.
- 54. Свобода и социальные факторы ее развития.
- 55. Научно-технический прогресс: сущность, основные принципы, направления развития.
- 56. Исторические общности людей.
- 57. Классы и классовая борьба.
- 56. Классовая структура общества.
- 58. Происхождение и сущность государства.
- 59. Индивидуальное и общественное сознание. Законы развития общественного сознания.
- 58. Сущность и законы развития общественного сознания.
- 60. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания.
- 61. Сущность истории человечества, ее закономерности. Единство и многообразие исторического процесса.
- 62. Первобытнообщинная формация. Рабовладельческая формация. Феодальная формация.
- 63. Капиталистическая формация. Постиндустриальное общество.
- 64. Теория коммунистической формации.