logo search
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

1. Философия морали и этика

Традиционно проблемы морали осмысляются в рамках особой философской дисциплины – этики. Этика (от греч. ethos — обычай, нрав, характер) как наука появилась еще в эпоху античности. Само слово "этика" впервые ввел в философский обиход Аристотель, он же написал по существу первый учебник по этике, носивший название "Никомахова этика". У стоиков (Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия) этика считалась центральной философской дисциплиной. Сравнивая философское знание с яйцом, стоики говорили, что физика – скорлупа этого яйца, логика – белок, а этика – желток. В центр своих учений ставили морально-нравственную проблематику и такие древние философы, как Конфуций, Будда, Эпикур, Цицерон, Боэций и др. Сегодня этика обычно определяется как учение (или наука) об исторически сложившихся правилах, нормах поведения людей, нравственных ценностях, в частности, о добре и зле, свободе и справедливости, долге и милосердии.

Вплоть до начала XX века считалось, что этика – единственная дисциплина, изучающая мораль. Однако оказалось, что при исследовании морали надо разделять сущее и должное, то, что есть, и то, что должно быть. Поэтому этика начинает нередко рассматриваться как нормативная наука, нацеленная к миру должного, к обоснованию того, что должно быть, тогда как изучение реального бытия морали в обществе отходит к сфере компетенции других "моральных" наук, в частности, истории, этнографии, социологии и психологии морали. Отсюда вытекает, что этика исследует не всю сферу морали, а только лишь ее, морали, нормативное бытие.

Важнейшей задачей этики является разработка категориально-понятийного аппарата для анализа морали. Центральным понятием этики является категория добра как высшего блага, как высшей положительной ценности. Этические учения отличаются между собой, прежде всего, пониманием высшего блага, которое разные мыслители трактовали по-разному. В частности, для Эпикура таковым является наслаждение (гедонизм), для И. Канта – следование долгу, для Дж. Милля – польза (утилитаризм), а в христианстве – милосердная любовь к ближнему как условие любви к Богу. К числу основных этических категорий относят также «справедливость», «долг», «идеал», «совесть», «свободу», «счастье».

Таким образом, становится ясным, что философия морали и этика хотя и тесно взаимосвязаны и во многом пересекаются, однако не совпадают. Философия морали изучает феномен морали в наиболее общем виде: ее сущность, структуру и функции, место морали в обществе, ее соотношение с другими формами духовной жизни и способами регуляции жизнедеятельности людей. Тем не менее, многие исследователи отрицают исключительно нормативный характер этики, полагая, что существует также дескриптивная этика, изучающая реальное бытие морали. При таком подходе философия морали оказывается либо частью этики, одним из ее разделов, либо полностью с ней совпадает.