logo search
Религиозная Философия

§ 12. Эпикур

Целью философии Эпикур (341–270 гг. до Р.Х.) считал указать путь человеку к счастью. Чтобы узнать, что такое счастье человека, нужно, во-первых, изучить природу человека, а для этого надо изучить природу вообще, а во-вторых, избавить человека от различных страхов. Одним из самых распространенных страхов является страх перед богами. Однако и страх перед богами, и поклонение им совершенно бессмысленны, ведь боги совершенно блаженны, поэтому бояться богов бессмысленно. Бог как «существо блаженное и бессмертное ни само забот не имеет, ни другим не доставляет, а поэтому не подвержено ни гневу, ни благоволению: все подобное свойственно слабым»8. Свое учение о боге Эпикур сознательно противопоставил взглядам толпы: «Да, боги существуют, ибо знание о них — очевидность; но они не таковы, какими их полагает толпа, ибо толпа не сохраняет их [в представлении] такими, какими полагает. Нечестив не тот, кто отвергает богов толпы, а тот, кто принимает мнения толпы о богах, — ибо высказывания толпы о богах — это… домыслы, и притом ложные», — пишет он в письме к Менекею9. Эти положения были расценены как атеистические. Например, Цицерон так писал об Эпикуре: «Да насмехается же над нами этот человек, не столько остроумный, сколько беззастенчиво позволяющий себе писать все, что ему угодно. Какая ведь может быть набожность, если боги не заботятся о человеческом? Может ли быть такое живое существо, которое бы ни о чем не заботилось?.. То, что он говорил о бессмертных богах, он говорил ради того, чтобы не подвергнуться осуждению»10. Следует признать в этом обвинении логику: ведь если боги никак не влияют на жизнь людей, ничего о них не знают и молитвы богам поэтому не имеют никакого смысла, то такое богословие по сути действительно сближается с атеизмом. Впрочем, под атеизмом в эпоху поздней античности понималось не неверие в богов в том смысле, в каком понимается это в современном нам обществе, а простой отказ от совершения религиозных обрядов — прежде всего жертвоприношений. С этой точки зрения ранние христиане тоже казались древним римлянам атеистами, поскольку отказывались поклоняться идолам.

Смерти тоже бояться не надо, так как жизнь и смерть никогда не соприкасаются. «Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют»11. Удивительно, что люди боятся смерти — того, чего никогда не могут знать.