logo search
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

2. Природа искусства

В истории эстетики природа искусства понималась по-разному. В античной эстетике сущность искусства понималось двояко: как мимесис и как катарсис. Искусство как мимесис (по Платону), т.е. "подражание природе", ставило перед художником задачу воспроизведения совершенной красоты (напр., греческая классическая скульптура как воплощение прекрасных человеческих тел). Искусство как катарсис (по Аристотелю) преследовало цель «очищения от страстей» человеческой души в результате воздействия на нее художественного произведения. Так, Аристотель считал, пред­ставленная зрителю трагедия возбуждает ужас и сочувствие, что способствует выходу страстей и очищает душу, оздоровляет ее, т. е. наступает состояние «катарсиса».

В XVIII веке Кантом и Шиллером, а в XX – Й. Хейзингой разрабатывался взгляд на искусство как игру. Игру и искусство сближают такие характеристики как свобода деятельности, незаинтересованность, перевоплощаемость, получение наслаждения. Согласно Хейзинге, из игры (которая есть уже у животных) происходит не только искусство, но и вся культура, среди же видов искусства наиболее полно игровое начало воплощает поэзия как игра поэта со словами, звуками, ритмами, смыслами.

По мнению Г. Гегеля, искусство должно выражать божественное абсолютное начало, однако в отличие от науки и философии, делает оно это в чувственной форме.

В психоанализе З. Фрейда искусство – чудесный дар природы, на время облегчающий человеку тяжкую ношу бытия, своего рода "лёгкий наркоз", дающий лишь мимолётное отвлечение от тягот жизни. Искусство возникает из одухотворения сексуального влечения, когда невозможно нормальное удовлетворение сексуальной потребности, иными словами, искусство – результат сублимации, отвлечения, канализации сексуальной энергии (либидо) в несвойственное ей изначально, но более достойное русло художественного творчества.

У Б. Кроче искусство трактуется как "лирическая интуиция", "априорный синтез образа и чувства", иными словами, итальянский эстетик делает акцент на фантазийном, интуитивном характере искусства, рассматривая последнее как спонтанную, бессознательную деятельность, как свободное вдохновение.

Были и иные трактовки искусства: искусство как общение, как творчество прекрасного, как кристаллизация ценностей, как чистая форма, как приём и т.п. Одним словом, до сегодняшнего дня нет общепринятого понимания сущности искусства, оно продолжает быть неисчерпаемым и неподдающимся полной рационализации со стороны науки.