logo search
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

1. Эстетика и философия искусства

Искусствовид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Под искусством обычно понимают художественное творчество в целом, включающее в себя литературу, архитектуру, скульптуру, живопись и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

Изучением как искусства, так и закономерностей эстетического освоения мира в целом, занимается эстетика (греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) - философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром. Как особая дисциплина эстетика вычленяется в XVIII в. у Александра Баумгартена (1714-1762), который предложил и сам термин "эстетика" для обозначения "науки о чувственном знании" — низшей теории познания, дополняющей логику; у И. Канта эстетика — наука о "правилах чувственности вообще". Наряду с этим в немецкой классической философии XVIII — 1 пол. XIX в. развивается понимание эстетики как философии искусства, закрепляющееся у Г. Гегеля. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, Средневековья и в значительной мере Нового времени является проблема прекрасного.

Предметом эстетики выступают законы эстетического освоения действительности, иными словами, законы освоения мира по канонам красоты. Предмет эстетики исторически подвижен и изменчив, он остается открытым и постоянно расширяется. Традиционно главным объектом исследования эстетики является искусство, в котором законы эстетического освоения мира проявляются наиболее полно, концентрированно и непосредственно. Именно так считал немецкий классический философ Г. Гегель (1770-1831), полагавший, что предмет эстетики – это искусство как царство прекрасного.

Если до начала XX в. эстетические теории развивались исключительно на материале искусства, то сегодня предмет эстетики расширился и включает в себя проявления эстетического не только в искусстве и природе, но и в сфере материально-производственной деятельности, быту, досуге. В связи с этим усложнилась и структура эстетики, последняя включает относительно самостоятельные дисциплины: теорию художественного творчества, теорию дизайна и освоения предметной среды (техническая и производственная эстетика, экологическая эстетика), теорию эстетического воспитания, изучающую способы формирования эстетической культуры. В круг основных проблем эстетики входит также исследование природы эстетических чувств и взглядов, эстетического вкуса и идеала, одним словом, эстетического сознания.