logo search
bilety влады

28. Научное познание, его специфические особенности. Научное и вненаучное познание (художественное, религиозное, обыденное)

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Выделяют прежде всего научное и ненаучное познание, причем к последнему относятся обыденное и художественное познание, а также познание мифологическое и религиозное.

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Наука - одна из форм рационального познания. Законы науки нужны для того, чтобы охарактеризовать ситуацию и сделать прогнозы на будущее. На основе науки можно анализировать, какие процессы будут происходить, а по просшествии времени можно проверить свои выводы. Т. о. можно влиять на общество. Наука есть систематизированное знание, т.е. знание, ориентированное на закон.

Вненаучное знание - это знание, лежащее вне науки, в другой сфере. Нет понятия «ненаучное знание», то есть «вне». В разное время отношения к вненаучному знанию было различным, но сейчас на современном уровне постнеклассической науки оно признается. Во вненаучном знании выделяется ещё паранаучное знание, т.е. такое, которое лежит за пределами науки, но примыкает к ней ближе всего. Парапсихология - это психология, связана с наукой (примыкает к ней), но не включается в нее. напр., телепатия, телекинез и др. Вненаучные формы знания: хиромантия, дерматоглифика. Паранаучные: астрология.

Художественное - отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология. В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом.

Обыденное познание – познание, реализуемой в повседневной жизненной практике. Обыденное знание с развитием общества разрастается, но не подчиняется законам. Обыденное знание присуще восточным регионам.

Религиозное познание в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе делает своим объектом Бога, который проявляет себя как Субъект, Личность. Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Конфликты между наукой и религией. Дает ли нам религия знания о мире, об обществе, о человеке. А если есть, можно ли их включить в контекст научный представлений.

Общество переходит на уровень постиндустриального общества. Говорят, что развитые страны уже приближаются к нему. Удовлетворение потребностей на таком высоком уровне требует участия людей в процесс производства (80%), а уже в постиндустриальном обществе в процесс производства будет включено 10% всех людей.

Манипуляция сознанием – это путь к тоталитаризму, что видно на примере Третьего Рейха. В результате сейчас сформировано общество потребления и общество риска.

И наука, и религия пытаются решать эти проблемы своими методами. Ведется диалог науки и религии. Уже десяток лет все осознают, что вести диалог нужно, но не знают, какими способами.

Диалог должен вестись и меры должны быть разработаны как для развития человека, так и для развития общества. Пока таких мер не существует.