logo search
2007 сборник лекций

Фома Аквинский

Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, систематизатор схоластики (догматичного учения о боге). Фома Аквинский сумел объединить веру и разум, аргументируя свою точку зрения тем, что:

• вера и разум одновременно участвуют в процессе познания;

• все в мире делится на то, что можно познать разумом, и то, что непознаваемо;

разумом можно познать факт существования Бога;

разумом нельзя познать проблемы сотворения мира, первородного греха;

• философия и теология — разные науки;

философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;

• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

Можно ли доказать существование Бога?

Доказать существование Бога нельзя, скажет позднее немецкий философ Кант. Существование Бога принимается на веру, интуитивно, без доказательства. Между тем, Фома Аквинский и другие теологи средневековья сформулировали аргументы в пользу существования Бога. Дадим их в современной трактовке:

В средневековой схоластике выделялись также два противоположных направления - номинализм и реализм. Реалисты считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятия – универсалии (что-то вроде идей Платона). Видный представитель реализма - Ансельм Кентерберийский. Номиналисты (от лат. поmеп — имена) считали реально существующими лишь конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей (что-то вроде единичных вещей – индивидуумов и их видов и родов у Аристотеля). Универсалии познаются после того, как будут познаны в чувственном опыте вещи. К числу номиналистов принадлежал Пьер Абеляр.

Теоцентризм объясняет все сущее через господство сверхъестественной силы – Бога

Философия эпохи Возрождения

Средние века заканчиваются XIV веком. Начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступит Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, в эпоху Нового времени будет господствовать антропоцентризм. Эпоха Возрождения является переходной от средних веков к Новому времени, поэтому в философии Возрождения два центра - Бог и Человек.