logo search
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

4. Вненаучное знание

Вненаучное знание само по себе также многообразно и содер­жит такие виды, как непосредственно опытное, жизненное знание человека; практически-профессиональное знание и навыки; стиль, нормы, образцы и отношения поведения и деятельности; духовно-религиозное знание, искусство и духовно-чувственные представле­ния, эстетические и нравственные ценности и идеи.

Основным источником многообразия вненаучных форм знания являются историко-культурные архетипы, которые проявляются в образах этнической и общечеловеческой мифологии и помогают че­ловеку занять психологически непротиворечивое положение в об­щей картине мира.

Характерной чертой всякого вненаучного знания является его невербализуемость. Поэтому для его передачи более пригодными оказы­ваются символические конструкции, непосредственные контакты с его посетителями, что активно практикуется во всякого рода эзотерических школах, тайных обществах и т. п. Уже в античности мы постоянно сталкиваемся с тем, что великие мудрецы (Пифагор, Платон, Аристо­тель и др.) излагали свои учения в виде рационалистических представ­лений (тексты т. д.), предназначенных для всех, и одновременно эзо­терически, сопровождая изложение мистериальными действиями. По­следнее предназначалось только для посвященных.

Многие механизмы передачи вненаучного невербализованного знания до сих пор остаются для нас загадочными, хотя на практике они широко используются (в йоге, некоторых культах, преимущественно восточного происхождения и т. п.) Аналогичные феномены можно наблюдать и в области обыден­ных представлений. Скажем, в ремесленном производстве, в художест­венных и даже в некоторых научных школах "секреты" мастерства передаются невербально через непосредственные, часто довольно дли­тельные контакты учителя и ученика и в принципе не могут быть вы­ражены рациональными, вербальными средствами.

На­учное и вненаучное знание отличаются друг от друга способами их передачи. Если наука обычно стремится к большей ясности, ло­гичности и однозначности в обобщении эмпирических наблюдений и формулировании законов, то вненаучное знание принципиально многозначно. Это хорошо можно показать на примере библейских текстов и произведений искусства. Хорошо известно, что религиоз­ное знание передается в виде притч, о чем в частности свидетельст­вуют многочисленные буддийские тексты, Новый Завет и пр.

Христос действительно постоянно излагал свое учение в форме притч. В подавляющем большинстве случаев он их не расшифро­вывал, давая возможность каждому человеку интерпретировать их в соответствии с уровнем своего духовного развития. Однако ино­гда он все же делал исключения. При этом постоянным рефреном идет утверждение "имеющий глаза, да видит; имеющий уши, да слышит". Этим напоминается слушателям, что излагаемое не огра­ничивается буквальным смыслом. Еще Ориген указал на то, что в интеграции Библии, особенно Нового Завета, можно выделить три уровня толко­вания: буквальный, символический и эзотерический.

Нечто аналогичное можно сказать и по поводу искусства. Но здесь речь уже идет о передаче собственно не духовного знания, а о передачи образно-эмоционального мира личности, своеобразного "наглядно-чувственного знания". Это можно хорошо проиллюстри­ровать на примере портрета. Скажем, картину И. Е. Репина "Иван Грозный убивает своего сына Ивана" можно воспринимать и как изображение конкретного исторического события и как духовно-психологическую драму, определяющую судьбу людей. Эту мысль подчеркивал Гегель, который говорил о том, что одна и та же рели­гиозная заповедь будет звучать совершенно по-разному в устах мо­лодого человека и в устах старца, прожившего богатую и долгую духовную жизнь. Или возьмем другой пример. Картину В. Ван-Гога "Хижины" можно воспринимать и как простое изображение бедных покосившихся домиков в конкретной местности, но можно в ней ощутить и бренность человеческого бытия.

Во вненаучном знании ведущую роль играет непосредственный опыт человека, то есть "опытное знание". Это знание является ба­зовым для каждого человека, как опыт человеческого общения и его личностных контактов с миром. Это живое опытное знание может существовать на различных уровнях, среди которых следует указать индивидуаль­ный, народно-этнический, групповой, общечеловеческий.

Каждый данный уровень аккумулирует свой специфический опыт, часто проявляющийся в определенных нормах и образцах поведения, отношений или деятельности. Так, например, общечеловеческое "опыт­ное знание" может выражаться в общечеловеческих моральных нормах, в эстетических образцах, в веротерпимости и т.п. Групповое опытное знание может иметь различную направлен­ность (половозрастную, профессиональную, общественно-политичес­кую и пр.).

Все способы передачи опытного знания проек­тируются на индивидуальный опыт человека. Эта проблема была детально проанализирована в работах С. Л. Франка. Он подчеркивал, что "живое знание или знание-жизнь есть всегда непосредственное знание индивидуального как такового. Связь, соединяющая мое прошлое с моим настоящим, проходит через пребы­вающее единство моей личности, которая, как целое, присутствует в каждом отдельном моменте своего развития, во всей временной цепи моих частных переживаний. Живое знание есть приобщение своей жизни к жизни всеобщей, как переживание самого Бытия как невыразимого целого, ибо всякая погруженность в миг настоящего есть вместе с тем потенциальное бытие в вечности".