logo search
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

4. Общенаучные подходы.

Системный подход как методология познания целостных объектов

В современном научном познании особое значение приобретают общенаучные подходы. В понятии подхода логически всегда акцентируется основное направление исследования, своеобразный "угол зрения" на объект изучения.

Важнейшая черта названных подходов - принципиальная применимость к исследованию любых явлений и любой сферы действительности. Они могут работать во всех без исключения научных дисциплинах. Это обусловлено общенаучным характером категорий, лежащих в основании данных подходов.

Каждый из общенаучных подходов, взятый сам по себе, не должен абсолютизироваться. Подходы базируются на какой-то одной категории, отражающей лишь одну (хотя и существенную) сторону объекта познания. Общенаучные подходы - эффективные и адекватные пути исследования реальности при условии их совместного применения с другими подходами, а также с традиционными средствами.

Структурный подход ориентирует на изучение внутреннего строения системы, выявление закономерностей процесса упорядочения элементов в системе, анализ характера и специфики связей между элементами. Структурный подход в научном исследовании применяется там, где характер поставленных задач требует расчленения предмета изучения на отдельные составляющие. Расчленяя предмет, исследователь временно нарушает его целостность, абстрагируясь от нее.

Функциональный подход ориентирует на выявление особенностей функционирования систем. Система в рамках данного подхода рассматривается с позиции внешнего аспекта. Функциональный подход отвлекается от содержания, структуры системы, сосредотачиваясь на задаче обнаружения функциональных зависимостей между входными и выходными параметрами системы.

В настоящее время широкое распространение получил системный подход. Остановимся на его специфике подробнее.

Масштабность, многообразие связей и отношений природных, технических, социальных процессов требуют их изучения не по отдельности, а как единого целого, с привлечением знаний из самых различных областей. Именно такой подход в познавательном процессе призван обеспечить системные исследования, отличительными чертами которых являются следующие:

- они носят междисциплинарный характер;

- конечным пунктом системного исследования является формирование целостной, интегративной модели изучаемого объекта;

- системные исследования имеют дело с выделенными из окружающей среды относительно самостоятельными объектами. Поэтому и познание имеет расчлененную, двуединую направленность. С одной стороны, исследованию подлежат внутренние связи и зависимости, характеризующие данный объект как автономное целое. С другой стороны, всякий целостный объект, взаимодействующий с внешним миром, зависим от других систем. Это делает необходимым исследование влияния окружающей среды на целостность системы, ее сохранность или разрушение. Глубокий анализ внутренних и внешних связей объекта позволяет создать о нем целостную научную картину;

Основные положения системного подхода определяются в общей теории систем, которая изучает закономерности, принципы и методы функционирования и развития целостных объектов реального мира. Теория систем включает в себя системологию и системные исследования.

Системология - специфическое направление общей теории систем, которое представляет конкретные процессы и явления в качестве систем, обосновывает наличие определенных системообразующих признаков у конкретных объектов, классифицирует и описывает их. Теория систем в настоящее время развивается в нескольких направлениях:

Теория жестких систем, имеющих прочные и устойчивые связи и отношения. К таким системам относятся системы неживой природы.

Теория мягких систем, имеющих собственную структуру, реагирующих на внешние воздействия, но сохраняющих внутреннюю сущность и способность к функционированию и развитию.

Теория самоорганизации. Самоорганизующиеся системы – это самовосстанавливающиеся системы, к которым относятся все живые системы. Изучением самоорганизующихся систем занимается перспективная отрасль научного знания - синергетика.

Алгоритмический подход тесно связан с кибернетикой и конструктивным направлением в математике. Широко используется при описании процессов функционирования систем управления, информационных процессов, сложных систем и т.д. Особо важную роль играет в науках о поведении, психике и обучении. В науках, имеющих дело с интеллектом, алгоритмический подход выступает как некоторая система предписаний, в соответствии с которыми исследователь подходит к изучению процесса переработки информации человеком, а также как средство, язык, применяемый в рамках различных приемов самого исследования (наблюдение, эксперимент, моделирование).

Применение алгоритмического подхода целесообразно в тех случаях, когда существует возможность представить изучаемое явление в виде процесса, подчиняющегося строгим правилам.

Вероятностный подход основывается на понятии вероятности и ориентирует исследователя на изучение процессов как некоторых статистических ансамблей. Применение вероятностного подхода к исследованию процессов нацелено на выявление статистических закономерностей. Наложение большого числа случайных обстоятельств, порождающих статистические закономерности, во многих случаях приводит к результатам, практически не зависящим от случая, что дает право говорить о закономерностях.

Информационный подход - выделение и исследование информационного аспекта различных явлений действительности. Основные задачи исследования заключаются в определении потоков информации, их объемов, способов кодирования, алгоритмов переработки. Данный подход не принимает во внимание внутреннее строение систем, если они одинаковым образом перерабатывают информацию и оказываются эквивалентными в информационном смысле.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. Сравните наблюдение в повседневной жизни и научное наблюдение.

  2. Какие научные методы используются для изучения объектов на практике, а какие – теоретически?

  3. Какие методы подходят для изучения живого организма?

Занятие 27. ПРАКТИЧЕСКОЕ, ПАРАНАУЧНОЕ

И ВНЕНАУЧНОЕ ОСВОЕНИЕ МИРА

1. Историческая динамика: рациональное и иррациональное знание.

2. Отличительные черты и функции практического познания.

3. Понятие паранауки.

4. Вненаучное знание.

Основные понятия

Рациональное знание, иррациональное знание, практическое познание, паранаучное знание, эзотерическое знание, вненаучное знание, невербализуемость.

Основная литература

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 29-31.

Дополнительная литература

Волков Ю., Поликарпов В. Интегральная природа человека. – Ростов-на-Дону, 1994.

Гроф С. Холотропное дыхание: Три уровня человеческого сознания и как они формируют нашу жизнь. – М., 1996.

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. – М., 1990.

Островский Э.В. История и философия науки: учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2007. Гл. 5, 16.

Спиркин А.Г. Философия. - М., 1999. “Познание, практика, опыт”.

Щавелев С.П. Практическое познание. Воронеж. 1994.