logo search
2007 сборник лекций

Глобальные проблемы современности

XX век стал веком глобальных проблем. Глобальные проблемы — это совокупность острейших жизненных вопросов, от которых зависит прогресс и само выживание человечества: экологический кризис, поро­ждаемый катастрофическим по своим последствиям вторжением чело­века в биосферу; нарастающее исчерпание невозобновимых природных ресурсов, стремительный рост численности населения («демографиче­ский взрыв») в бедных странах и резкое падение рождаемости в странах развитых.

В настоящее время ко всем этим бедам добавилась еще антрополо­гическая катастрофа: повреждение генофонда и как следствие этого — появление все большего числа умственно отсталых и физически непол­ноценных детей. Это вызвано и загрязнением окружающей среды, и ростом потребления алкоголя, и уничтожением лучших людей общества. В России в XX веке огромный ущерб гено­фонду был нанесен войной, голодом и репрессиями: первыми погибали всегда самые лучшие, самые инициативные, самые талантливые.

Еще одной глобальной проблемой стал уже в XXI веке междуна­родный терроризм. За вспышками насилия, убийствами заложников, взрывами до­мов с людьми в разных странах стоит, возможно, целая разветвленная организация, финансируемая крупными промышленными группами или даже целыми государствами. Борьба с международным терроризмом стала самой важной глобальной проблемой современности, для се ре­шения объединяются сейчас все демократические государства мира.

Глобальной проблемой стали современные средства массовой ком­муникации. Раньше разные группы людей в разных странах могли интерпрети­ровать происходящее по-своему. Теперь все информационные потоки распространяются по всему миру, по существу, из одного центра и чаще всего дают искаженные интерпретации происходящего.

Для огромных масс людей весь мир сконцентрирован па экране те­левизора. Говорят даже о новом типе человека «homo videns» (че­ловек смотрящий), для которого то, что он видит на экране, и является единственной реальностью, который глотает любую идеологическую жвачку и каждый день требует новую порцию. Все это очень тревожные симптомы современного процесса глобализации.

Мы живем в эпоху массового функционирования развернутой сис­темы «симулякров». Симулякры — это такие копии, или подобия, кото­рые вытесняют собой оригинал, становятся важнее оригинала. Объект рекламы имеет весьма отдаленное отношение к «реальному» предмету. Покупая его, мы по­купаем не сам предмет, а его образ.

Общество как бы перестает существовать всерьез. Симулякры, игра, фантазмы поглощают все. Возможно, это свидетельствует о конце человеческой истории, — если люди не найдут в себе силы обрести или открыть новые глобальные смыслы своего существования и предназначения.

40