§ 3. Блез Паскаль
Жизнь и произведения. Дух преклонения перед разумом не был присущ замечательному философу и ученому-физику Блезу Паскалю (1623–1662) — младшему современнику Декарта. Паскаль всю жизнь страдал от головных и кишечных болей (у него была опухоль мозга и болезнь кишечника), но никогда не показывал, как мучительно его состояние. Наоборот, он всегда благодарил Бога за то, что Он так к нему благоволит, показывая, что все его устремления должны быть в мире не земном, а Божественном.
С ранних лет Паскаль занимался науками – математикой и физикой, но в 25-летнем возрасте увлекается идеями голландскаго богослова Янсения, продолжателя августинианской традиции, и постепенно его интересы смещаются из области научной в богословскую и философскую области. Когда Паскалю был 31 год, произошло два случая, которые оказали сильное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Как-то он ехал в карете, и лошади вдруг понесли. Гибель казалась неминуемой, карета была уже у края моста и вот-вот могла обрушиться в реку, но постромки оборвались, и карета остановилась на самом краю. Конечно же, он увидел в этом случае перст Божий, что заставило его отойти от мирской жизни.
Через некоторое время произошел и второй случай — Паскалю было дано откровение, которое он не преминул тут же записать. Записка начиналась словами: «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, а не Бог философов и ученых» (2, с. 327).
Кроме того, Паскаля потрясло чудо, случившееся с его племянницей и крестницей. Дочь его сестры Маргарита Перье несколько лет страдала от гноившейся фистулы в углу левого глаза, что приносило ей неимоверные страдания. Врачи были бессильны. В марте 1656 г. в монастырь Пор-Рояль привезли терновый венец Христа. Девочка прикоснулась к нему и тотчас же исцелилась. Это исцеление было засвидетельствовано вызванными для этой цели в Париж врачами и подтверждено решением Церкви.
После этих случаев Паскаль уходит в монастырь Пор-Рояль и сообщает своим друзьям о замысле написать «Апологию христианства». Но осуществить его ему не удалось — через четыре года Паскаль умирает. Многочисленные записки, наброски к будущей работе принято издавать в виде книги под названием «Мысли».
Философские взгляды. Паскаль, в отличие от Декарта, верящего в всемогущество разума, видел и его ограниченность. И если Декарт придавал исключительное значение разумной познавательной деятельности, Паскаль утверждал, что в познании важны все познавательные способности, но особое значение он придавал сердцу, органу веры. «Мы познаем истину не только разумом, но и сердцем. Именно сердцем мы познаем начальные понятия, и тщетно рассудок, к этому непричастный, пытается их оспорить» (2, с. 104). Паскаль вообще уникален в этом плане, кроме него, никто из западных философов Нового времени не учил о сердце как органе познания; Паскаль здесь по духу ближе к русской философии, чем к западной.
По-разному относились Паскаль и Декарт и к Богу. Паскаль негодовал по поводу того, что Декарт прибегал к Богу, как к некоторой палочке-выручалочке, которая помогла ему в создании философии и физики, а в дальнейших философских рассуждениях Бог оказывается для Декарта не нужным. Паскаль был возмущен этим, он считал, что это неправильно; для Паскаля Бог был не Богом философов, а Богом личным (см. его записку). Более того, вся жизнь и все творения Паскаля пронизаны мыслью, что без веры в Иисуса Христа невозможно быть по-настоящему верующим человеком. Именно Христос, а не абстрактный Бог — истинный объект веры Паскаля. Доказательству истинности христианства и историчности Христа посвящены многие рассуждения Паскаля. Например, он пишет: «Предположение, что апостолы были обманщиками, нелепо. Продолжим его до конца, представим себе, как эти двенадцать человек собираются после смерти И<исуса> Х<риста> и сговариваются сказать, что Он воскрес. Они бросали этим вызов всем властям. Сердца человеческие удивительно склонны к легкомыслию, к переменчивости, к обещаниям, к богатствам, так что если бы хоть один из них признался во лжи из-за этих приманок, не говоря уж о темницах, пытках и смерти, они бы погибли» (2, с. 164).
Одной из основных интуиций Паскаля является его представление о бесконечности. Это представление было, может быть, главным движущим мотивом всего его миросозерцания. Он переживал это в своей жизни как некую зияющую пропасть. Паскаль всегда повторял, что в мире все бесконечно — и Бог, и мир. Мир бесконечен и вширь, и вглубь. Человек находится между двумя бесконечностями, и его потерянное состояние в бесконечности показывает его полное ничтожество. Эта потерянность в бесконечности — одна из основных мыслей Паскаля. Бесконечность постигается не разумом, потому что он бессилен в ее познании. Здесь человеку может помочь другая способность его познания — сердце.
Разум бессилен в познании мира, но тем не менее он всемогущ. Это противоречивое отношение Паскаля к разуму показывает как бы вторую основную характеристику его философии — стремление видеть в человеке противоположности. Человек — существо парадоксальное. Один из наиболее известных образов, который использует Паскаль, — это образ мыслящей тростинки. «Человек — всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но это тростинка мыслящая. Не нужно ополчаться против него всей вселенной, чтобы его раздавить; облачка пара, капельки воды достаточно, чтобы его убить. Но пусть вселенная и раздавит его, человек все равно будет выше своего убийцы, ибо он знает, что умирает, и знает превосходство вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает. Итак, все наше достоинство заключено в мысли. Вот в чем наше величие, а не в пространстве и времени, которых мы не можем заполнить» (2, с. 136–137).
Именно эту парадоксальную природу человека подчеркивает Паскаль. Человек есть существо, предназначенное для самых высших целей, для спасения посредством христианской Церкви. Однако человек занимается чем угодно, но не спасением себя.
Обращаясь к атеистам, Паскаль говорит: прежде чем возражать против христианства, надо изучить его. Но атеисты отрицают существование Бога, не разобравшись даже в основах христианской религии. Тот факт, что самое важное — это спасение человека, а человек предпочитает заниматься сиюминутными делами, уделяя им гораздо больше внимания, чем своему спасению, говорит о том, что человек находится в плену у сатаны, поскольку невозможно себе представить, что, находясь в здравом уме, можно выбрать пятиминутное развлечение взамен вечного блаженства.
Паскаль предлагает аргумент, известный под названием «Пари Паскаля». Он говорит воображаемому атеисту, что каждый человек независимо от его желания вынужден делать выбор, держать, так сказать, пари: есть ли Бог или нет Его: «Делать ставку необходимо: не в вашей воле играть или не играть. На чем же вы остановитесь? Так как выбор сделать необходимо, то посмотрим, что представляет для вас меньше интереса: вы можете проиграть две вещи, истину и благо, и две вещи вам приходится ставить на карту, ваши разум и волю, ваше познание и ваше блаженства; природа же ваша должна избегать двух вещей: ошибки и бедствия. Раз выбирать необходимо, то ваш разум не потерпит ущерба ни при том, ни при другом выборе. Это бесспорно, а ваше блаженство? Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть. Возьмем два случая: если вы выиграете, вы выиграете все; если проиграете, то не потеряете ничего. Поэтому, не колеблясь, ставьте на то, что Он есть» (3, с. 132).
Мыслителей, подобных Паскалю, в XVII в. больше не было. Паскаль действительно во многом опередил свое время. Философы и ученые все же гораздо больше доверяли разуму и следовали рекомендациям Декарта. Одним из наиболее последовательных картезианцев был Спиноза.
- Часть I. Предмет, специфика, основные понятия и методы религиозной философии
- § 1. Задачи изучения философии
- § 2. Предмет религиозной философии
- Часть II. История религиозной философии
- Глава I
- Религиозная философия на древнем востоке
- § 1. Философия и мифология
- § 2. Древняя китайская философия
- § 3. Древняя индийская философия
- Глава II Античная Религиозная философия
- § 1. Религии Древней Греции
- § 2. Милетская школа
- § 3. Пифагор
- § 4. Гераклит
- § 5. Элейская школа
- § 6. Эмпедокл
- § 7. Анаксагор
- § 8. Софисты
- § 9. Сократ
- § 10. Платон
- § 11. Аристотель
- § 12. Эпикур
- §13. Стоицизм
- § 14. Плотин
- Глава III Ранняя Средневековая философия
- § 1. Филон Александрийский
- § 2. Иустин Философ
- § 3. Татиан
- § 4. Климент Александрийский
- § 5. Тертуллиан
- § 6. Ориген
- § 7. Августин
- § 8. Религиозная философия Византии
- § 9. Иоанн Скот Эриугена
- Глава IV Схоластическая философия
- § 1. О понятии схоластики
- § 2. Ансельм Кентерберийский
- § 3. Петр Абеляр
- § 4. Бернард Клервоский
- § 5. Арабская философия
- § 6. Еврейская философия
- § 7. Католицизм в XIII веке
- § 8. Латинский аверроизм. Сигер Брабантский
- § 9. Фома Аквинский
- § 10. Бонавентура
- § 11. Роджер Бэкон
- § 12. Иоанн Дунс Скот
- § 13. Уильям Оккам
- Цитируемая литература
- Глава V философия Эпохи Возрождения
- § 1. Причины возникновения Ренессанса
- § 2. Ренессансный гуманизм
- § 3. Ренессансный платонизм
- § 4. Эразм Роттердамский
- § 5. Реформация. Мартин Лютер и Жан Кальвин
- § 6. Джордано Бруно
- Цитируемая литература
- Глава VI Религиозная ФилософиЯ нового времени
- § 1. Галилео Галилей
- § 2. Рене Декарт
- § 3. Блез Паскаль
- § 4. Бенедикт Спиноза
- §5. Томас Гоббс
- § 6. Джон Локк
- § 7. Лейбниц
- §8. Джордж Беркли
- § 9. Французское Просвещение
- §10. Иммануил Кант
- § 11. Романтизм
- § 12. Шеллинг
- § 13. Гегель
- Цитируемая литература
- Глава VII западная Религиозная ФилософиЯ XIX–XX вв.
- § 1. Атеизм и секуляризм в XIX–XX вв.
- § 2. Философия жизни. Анри Бергсон
- § 3. Сёрен Кьеркегор
- § 4. Философская антропология м. Шелера
- § 5. Экзистенциализм
- § 6. Персонализм
- § 7. Неотомизм
- Цитируемая литература
- Глава VIII русская Религиозная ФилософиЯ
- § 1. Древнерусская мысль
- § 2. Православное образование, богословие и философия в России XVII в.
- § 3. Русская мысль XVIII – начала XIX в.
- § 4. Русская религиозная философия первой половины и середины XIX в.
- § 5. Русская религиозная философия последней четверти XIX в.
- § 6. Религиозная философия Вл. Соловьева
- § 7. Русская религиозная философия начала XX в.
- § 8. Русская религиозная философия после революции 1917 г. Русская эмиграция
- § 9. Религиозная философия в ссср и в современной России.
- Цитируемая литература
- Содержание
- Часть I. 2
- § 1. Задачи изучения философии 2