logo search
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Вопросы для повторения

  1. Какие изменения происходят в Европе в эпоху Возрождения?

  2. Какие новые направления в философии появляются в эпоху Возрождения? Расскажите о них.

  3. Дайте определение пантеизму и антропоцентризму.

  4. Что такое механицизм? Какую роль он играет в Новое время?

  5. Расскажите о философских убеждениях Ф.Бэкона.

  6. Какие идеи развивает Р.Декарт?

  7. Каких взглядов придерживались Д.Локк, Дж.Беркли, Д.Юм?

  8. Как понимает свободу Б.Спиноза?

Занятие 7. ФИЛОСОФИЯ КЛАССИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА

XVIIIXIX ВВ.

1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки.

2. Теория познания (гносеология) и методология.

3. Учение о человеке и обществе.

Основные понятия

Диалектика, монады, диалектический мате­риализм, феномен, ноумен, "вещь в себе", агностицизм, антиномии, диалектический метод, иррационализм, "категорический императив", сверхчеловек.

Основная литература

Философия: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С.147-193, 574-575.

Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. С.136-167.

Дополнительная литература

Гегель. Энциклопедия философских наук. – М., 1975.

Гегель. Наука логики. В 3-х т. - М., 1970-1972.

Данто А. Ницше как философ. – М., 2001.

Краткий очерк истории философии. - М.,1981.

Киссель М.А. Гегель и современный мир. - Л., 1982.

Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3-х т. – М., 1985.

Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.

Ясперс К. Ницше и христианство. – М., 1994.

Интересующий нас период характеризуется событиями, кото­рые предопределили цивилизационный прорыв в социально-экономической, политической и культурной областях европейских стран. Интенсивное развитие естественных наук и техники, а также машинного производства, Французская буржуазная революция 1789-1793 гг., наполеоновские войны, революционные преобразо­вания в европейских странах в 1848 г., Парижская коммуна 1871 г. (72-дневная власть пролетариата) - эти и другие события оказали сильнейшее влияние прежде всего на направленность и темпы об­щественного развития во всех странах. В то же время они привели к обострению социальных противоречий и усилению влияния в ду­ховной жизни людей тех мыслителей, которые, используя идейно-нравственное брожение народов, неустанно проповедовали именно духовные ценности: свободу, справедливость, истину, добро, красо­ту. Особенно ярко это проявилось в философии Германии, которая благодаря работам ее выдающихся представителей стала занимать ведущее место во всей мировой культуре.

Немецкая философия XVIII-XIX вв. на первый взгляд не яв­ляется однородной, так как она состоит из различных течений: объ­ективного идеализма (Лейбниц, Вольф, Гегель), субъективного идеализма (Фихте), реализма (Шеллинг, Кант), антропологизма (Фейербах), материализма (Маркс, Энгельс), иррационализма (Шопенгауэр), философии жизни (Ницше). Однако более внима­тельное ознакомление с ними раскрывает принципиальную общ­ность их основной проблематики, образуя некую единую философ­скую преемственность. Это прежде всего относится к диалектике - философскому учению о всеобщих связях и взаимодействии, о про­тиворечиях и формах их возникновения и разрешения, о развитии. Именно диалектические идеи легли в основу их онтологических, гносеологических и методологических исследований, а также пони­мания ими человека, общества, государства, различных форм об­щественного сознания (политики, права, морали, религии, филосо­фии и науки).