logo search
Религиозная Философия

§5. Томас Гоббс

Томас Гоббс (1588–1679) развивает сенсуализм и эмпиризм, считая, что основой нашего познания является чувственный опыт. Религиозных вопросов он касается, когда начинает рассуждать о государстве.

Исходным принципом для возникновения человеческого общества является стремление человека к самосохранению. Первоначально все люди находились в естественном состоянии, в котором каждый человек обладал абсолютной свободой. Однако абсолютная свобода вступает в противоречие с принципом самосохранения. Ведь любой человек, реализуя свое желание, стремится к обладанию чем-то другим, что может потребовать нанесения вреда тому человеку, кто обладает желаемым предметом, вплоть до убийства, так что каждый человек может ожидать от другого, в силу и его абсолютной свободы и абсолютного права, покушения на свою жизнь. Таким образом, в первоначальном, естественном состоянии люди были врагами друг другу. Все понимают, что для самосохранения они должны ограничить свою свободу. Поэтому люди заключают договор, в котором часть своих прав передают одному человеку, избираемому всеобщим согласием, — монарху, который обязан следить за соблюдением общественного договора и привлекать к наказанию тех, кто его нарушил.

Таким образом, по Гоббсу, государство возникает вследствие договора между людьми. Правда, этот договор был длительным процессом, который шел под руководством естественного закона. Об этом же законе говорится в Библии. И вообще, естественный закон и наравственный закон — это одно и то же. «Установленный нами основной естественный закон, а именно нужно стремиться к миру, составляет сущность божественного закона, это явствует из следующих мест… Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими», — утверждает Гоббс (5, т. 1, с. 320). Он приводит в подтверждение своим словам и другие заповеди из Священного Писания, например: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если вы не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14, 15), «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12) и др. Отождествление Гоббсом естественного и Божественного законов приводит его к выводу о первенстве государства перед Церковью. Даже в церковных, богословских вопросах государственная власть имеет приоритет: именно власть может указывать, что является грехом, а что не является, как толковать Священное Писание и т.п.

Гоббс считал себя истинным христианином и не выступал против официальной религии. Но, тем не менее, религиозность Гоббса проще назвать термином «деизм» (мир создан Богом; Бог дал миру некоторые законы, в том числе и принципы общественного устроения, но в дальнейшем Бог не вмешивается в дела мира и людей). Бога Гоббс понимает как некое философское существо типа аристотелевского Бога, а не как Бога Вседержителя и Промыслителя. Другим объектом его критики являются суеверия, которые возникают вследствие страха перед природой. Этот страх следует изгонять посредством знания. Истинное (с точки зрения Гоббса) христианство есть и истинная религия, основанная на знании, которое позволяет избегать суеверий и бороться с ними, позволяет удерживать общество в состоянии общественного договора, ибо дает человеку те нравственные принципы регулирования, которые и изложены в Св. Писании.