§ 4. Бенедикт Спиноза
Бенедикт (или евр. Барух) Спиноза (1632–1677) родился в еврейской семье, однако порвал с еврейской общиной и стал свободным философом. Основные идеи его учения изложены в работах «Богословско-политический трактат» и «Этика».
Господствовавшая в XVII в. рационалистическая философия возникает как следствие общего духа эпохи, уверенности в успехах разума и наук. Одним из родоначальников этой философии был Рене Декарт. Но, пожалуй, никакой другой философ не может быть назван рационалистом в такой степени, как Спиноза. «Этика» имеет даже необычную для философских работ структуру. Написана она под огромным влиянием математики, которая была образцом научного знания в то время. В качестве примера Спиноза берет работу Эвклида «Начала геометрии». «Этика» построена по тем же принципам, что и произведение Эвклида.
Цель философии, по Спинозе, — счастье. Для того чтобы определить, что такое счастье человека, нужно ответить на вопрос, что такое человек? Для этого надо ответить на вопрос, в чем сущность человека? Для ответа на этот вопрос необходимо узнать, что такое природа и сущность вообще? Так что все упирается в вопрос о субстанции. Поэтому и начинается «Этика» Спинозы с рассмотрения этих, казалось бы, далеких от насущных проблем вопросов: что такое субстанция? что такое природа? Что есть Бог?
Для Спинозы Бог – это и есть субстанция, поскольку субстанция – это то, «что существует само в себе и представляется само через себя» (4, т. 1, с.361), а Бог — это «существо абсолютно бесконечное, т. е. субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов» (4, т. 1, с. 361–362).
Исходя из этих определений, Спиноза выводит ряд свойств субстанции, например, что «природе субстанции присуще существование» (теор. 7) (4, т. 1, с. 364), т. е. субстанция не может не существовать — ведь субстанция ничем иным не производится, значит, она есть причина самой себя, следовательно, ее сущность заключает в себе существование, а поскольку субстанция не может производиться другой субстанцией, то, следовательно, она необходимо существует. А поскольку Бог – это субстанция, то все высказывания Спинозы о субстанции относятся и к Богу. Бог, таким образом, есть Существо, необходимо существующее; Бог есть Существо, существующее вечно; Бог есть Существо простое; Бог один; Он неделим, бесконечен и т.д. Эти рассуждения напоминают онтологическое доказательство бытия Бога, ведь по сути Спиноза, исходя лишь из понятия о Боге (точнее, из Его определения), приходит к выводу о Его существовании.
Бог абсолютно свободен, ведь: «…свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой» (4, т. 1, с. 362). Все остальное в мире вызывается к существованию и действию Богом. Таким образом, в мире действует всеобщий детерминизм. Причиной самой себя является только субстанция, Бог, все остальное действует постольку, поскольку причастно субстанции и существует в субстанции, т.е. в Боге. В мире нет ни случайности, ни свободной воли. Даже человек и тот лишь думает, что он свободен, а на самом деле он также включен в причинно-следственную зависимость от Бога. Однако человек тоже может приобрести свободу, но лишь в том случае, если будет познавать Бога, фактически стремиться к Нему в акте интеллектуальной любви.
Такое познание Бога есть любовь к Богу, любовь, которую Спиноза поэтому называет интеллектуальной. Познавательная любовь к Богу «есть самая любовь Бога, которой Бог любит самого себя, не поскольку он бесконечен, но поскольку он может выражаться в сущности человеческой души» (4, т. 1, с. 612). Именно в этой любви человека к Богу состоит и смысл жизни, и блаженство человека. Поэтому, ощущая себя свободным в Боге, человек становится и счастливым. Он живет нравственной добродетельной жизнью, понимая, что счастье не достигается посредством добродетельной жизни, но есть сама добродетель. Счастье не есть результат чего-то, сделанного человеком, — счастье есть состояние свободы, добродетельной жизни. Добродетель, как утверждает Спиноза в одной из своих теорем, не ведет к счастью, а есть само счастье. Ведь «добродетель (человека. — В.Л.) состоит не в чем ином, как в действовании по законам собственной природы» (4, т. 1, с. 538), и «безусловная добродетель души состоит в познавании» (4, т. 1, с. 544), значит, «высочайшая добродетель души — постигать или познавать Бога» (4, т. 1, с. 544). «Блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель», ведь «блаженство состоит в любви к Богу, возникающей из (Его) познания» (4, т. 1, с. 617).
Свое учение Спиноза считал истинно религиозным, соответствующим правильному пониманию Бога. «…это учение, кроме того, что оно дает совершенный покой духу, имеет еще то преимущество, что учит нас, в чем состоит наше величайшее счастие или блаженство, а именно — в одном только познании Бога, ведущем нас лишь к тем действиям, которые внушаются любовью и благочестием. Отсюда нам становится ясным, как далеки от истинной добродетели те, которые за свою добродетель и праведные действия ожидают себе от Бога величайших наград, как за величайшие услуги; как будто бы сама добродетель и служение Богу не были самим счастьем и величайшей свободой» (4, т. 1, с. 452).
Правда, в «Богословско-политическом трактате» Спиноза показал свое отношение к существующим религиям. В частности, он подверг критике текст Священного Писания, прежде всего Торы. Основываясь на анализе языка и на логике, Спиноза пытался показать, что в Священном Писании есть много событий, которые надо толковать не так, как их толкуют католические и иудейские богословы. Священное Писание — не что иное, как набор исторических событий, в которых повествуется о людях, чьим поступкам мы можем подражать, которые высказывали мудрые мысли и учили нас добру, отвращали от зла — но не более того. Отсюда немедленно были сделаны выводы о нерелигиозности Спинозы, тем более что и в «Этике» он писал о Боге не в религиозных ерминах. Например, Бог — существо не личное, а есть бесконечная субстанция.
На основании этих взглядов Спинозу обычно считали пантеистом и даже атеистом. В XIX в. известный русский философ В.С. Соловьев в статье «Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы)», говорит, что приписывать Богу то понимание личности, которое есть у нас, значит слишком принижать Бога. Любой мало-мальски грамотный христианин знает, что Бог – это личность, но не в человеческом плане, что у Него три Лица и поэтому Он сверхличен. Так что Спиноза выразил в своем учении понятие о Боге как Вседержителе (а это именно так, потому что Бог сказал о Себе: «Аз есмь Сущий»). Бог есть Тот, Кто существует Сам по Себе; весь остальной мир существует благодаря Богу. А именно это определение Бога и кладет в основу своей философии Спиноза. Поэтому обвинять Спинозу в атеизме В. Соловьев ни в коем случае не советует. Конечно, он соглашается с тем, что у Спинозы много недостатков, что он отрицает у человека свободу воли и т.д., но Спиноза отнюдь не атеист.
Как мы видим, большинство философов XVII в. имели весьма неортодоксальные религиозные взгляды. Как правило, эти взгляды сводились либо к деизму (Декарт), либо к пантеизму (Спиноза). Немногие, как Паскаль, стремились сохранить истинно религиозные взгляды. Причиной этому было стремление совместить научные и религиозные взгляды. Многим казалось, что христианство с его учением о промысле Божием, чудесах, воскресении Христовом не выдерживает научной проверки. И поэтому многие философы становились на позиции деизма, отрицая божественный промысел и считая, что Бог играет лишь роль творца, но не промыслителя, что Он дал миру законы, а Сам устраниля от мира. Не являлись исключением в этом плане и английские философы-сенсуалисты Т.Гоббс и Дж. Локк. Как и континентальные философы, они стремились все объяснить с точки зрения науки и «очистить» христианство от ненаучных положений.
- Часть I. Предмет, специфика, основные понятия и методы религиозной философии
- § 1. Задачи изучения философии
- § 2. Предмет религиозной философии
- Часть II. История религиозной философии
- Глава I
- Религиозная философия на древнем востоке
- § 1. Философия и мифология
- § 2. Древняя китайская философия
- § 3. Древняя индийская философия
- Глава II Античная Религиозная философия
- § 1. Религии Древней Греции
- § 2. Милетская школа
- § 3. Пифагор
- § 4. Гераклит
- § 5. Элейская школа
- § 6. Эмпедокл
- § 7. Анаксагор
- § 8. Софисты
- § 9. Сократ
- § 10. Платон
- § 11. Аристотель
- § 12. Эпикур
- §13. Стоицизм
- § 14. Плотин
- Глава III Ранняя Средневековая философия
- § 1. Филон Александрийский
- § 2. Иустин Философ
- § 3. Татиан
- § 4. Климент Александрийский
- § 5. Тертуллиан
- § 6. Ориген
- § 7. Августин
- § 8. Религиозная философия Византии
- § 9. Иоанн Скот Эриугена
- Глава IV Схоластическая философия
- § 1. О понятии схоластики
- § 2. Ансельм Кентерберийский
- § 3. Петр Абеляр
- § 4. Бернард Клервоский
- § 5. Арабская философия
- § 6. Еврейская философия
- § 7. Католицизм в XIII веке
- § 8. Латинский аверроизм. Сигер Брабантский
- § 9. Фома Аквинский
- § 10. Бонавентура
- § 11. Роджер Бэкон
- § 12. Иоанн Дунс Скот
- § 13. Уильям Оккам
- Цитируемая литература
- Глава V философия Эпохи Возрождения
- § 1. Причины возникновения Ренессанса
- § 2. Ренессансный гуманизм
- § 3. Ренессансный платонизм
- § 4. Эразм Роттердамский
- § 5. Реформация. Мартин Лютер и Жан Кальвин
- § 6. Джордано Бруно
- Цитируемая литература
- Глава VI Религиозная ФилософиЯ нового времени
- § 1. Галилео Галилей
- § 2. Рене Декарт
- § 3. Блез Паскаль
- § 4. Бенедикт Спиноза
- §5. Томас Гоббс
- § 6. Джон Локк
- § 7. Лейбниц
- §8. Джордж Беркли
- § 9. Французское Просвещение
- §10. Иммануил Кант
- § 11. Романтизм
- § 12. Шеллинг
- § 13. Гегель
- Цитируемая литература
- Глава VII западная Религиозная ФилософиЯ XIX–XX вв.
- § 1. Атеизм и секуляризм в XIX–XX вв.
- § 2. Философия жизни. Анри Бергсон
- § 3. Сёрен Кьеркегор
- § 4. Философская антропология м. Шелера
- § 5. Экзистенциализм
- § 6. Персонализм
- § 7. Неотомизм
- Цитируемая литература
- Глава VIII русская Религиозная ФилософиЯ
- § 1. Древнерусская мысль
- § 2. Православное образование, богословие и философия в России XVII в.
- § 3. Русская мысль XVIII – начала XIX в.
- § 4. Русская религиозная философия первой половины и середины XIX в.
- § 5. Русская религиозная философия последней четверти XIX в.
- § 6. Религиозная философия Вл. Соловьева
- § 7. Русская религиозная философия начала XX в.
- § 8. Русская религиозная философия после революции 1917 г. Русская эмиграция
- § 9. Религиозная философия в ссср и в современной России.
- Цитируемая литература
- Содержание
- Часть I. 2
- § 1. Задачи изучения философии 2