logo search
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки

В начале XVIII в. механистическая картина мира перестала соответствовать новому этапу развития естествознания, требовав­шего рассматривать природу не в ее статическом состоянии, а в динамике. В Германии первым мыслителем, усмотревшим эту проблему, был Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). В сво­ем основном философском произведении "Монадология" (1714) он выдвигает и по-своему обосновывает ряд основополагающих диалектических идей-принципов. Так, он считает, что, кроме Бога как изначальной деятельной причины всего существующего, име­ется бесконечное количество "отдельных деятелей" - монад. Mонады - это "истинные атомы" вещей, неделимые субстанции, сущ­ности (принцип элементаризма); они не материальные (как у Де­мокрита), а идеальные начала (принцип одухотворенности всего существующего); они не похожи друг на друга и в то же время едины в своей духовной основе, взаимодействуя друг с другом (принципы индивидуализации, всеобщей связи и взаимодействия, единства противоположностей, противоречивости); каждая монада отражает в себе весь мир (принципы отражения и единства ко­нечного и бесконечного); они обладают внутренней активностью (силой) и действием (принцип внутреннего динамизма, самодви­жения); они постепенно, без скачков, изменяются не только коли­чественно, но и качественно, реализуя при этом свои бесконечные возможности, достигая максимальных результатов с минимальной затратой средств — от смутных неосознаваемых восприятий, кото­рыми они обладают, до осознаваемых "цельных" представлений и идей (принцип непрерывного развития).

Все эти принципы образовали основу всей философской сис­темы Лейбница. Благодаря ним он в своей натурфилософии рас­сматривает природу как единую, постоянно изменяющуюся систе­му, где одни ее формы необходимо сменяются другими по эволю­ционной лестнице развития. Отсюда он логично делает вывод о единстве и взаимопереходах неживой и живой природы, а также единстве тела и души человека (так как душа в конечном счете связана и с Богом, и со всей Вселенной, со всеми сущностями и существованиями).

Христиан Вольф (1679-1754) - видный представитель эпохи Просвещения. Следуя просветительско-практическому подходу к философии и науке, ее понимания как средства образования и воспитания людей, он сде­лал попытку обобщить и систематизировать едва не все современ­ные и доступные ему знания. В результате он создает свою мета­физическую систему. Однако под влиянием диалектических идей Лейбница пытался выйти за ее границы. Делает он это своеобраз­но, обращаясь не к естественным, а к сверхъестественным, потус­торонним предметам и божественным сущностям. Однако бог у него выступает не как библейский творец мира, предмет и источ­ник веры, а как философское понятие и предмет рационального познания и обоснования.

Идеи Лейбница глубоко были поняты другим великим немец­ким философом Иммануилом Кантом (1724-1804). В одной из первых своих работ "Всеобщая естественная история и теория не­ба" (1755) он разрабатывает небулярную теорию, которая вошла в науку под именем космогонистической гипотезы Канта-Лапласа. Он, отказываясь от божественного первотолчка, утверждал, что вселенная не создана, а возникла во времени из хаотического об­лака разнообразных частиц и пребывает в бесконечном изменении под действием законов механики. Закон тяготения он дополнил концепцией притяжения и отталкивания и действием этих сово­купных сил объяснил всю небесную механику, выводя ее из неких энергетических центров, в том числе и Солнца. Теория Канта яви­лась важнейшим достижением в разработке проблем объективной диалектики.

Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) считает, что философия должна быть "наукоучением": она призвана "вскрывать основопо­ложения всех возможных наук, которые не могут быть доказаны в них самих". По его мнению, таким основоположением является идея тождества бытия и мышления. Поэтому предметом философии, считает он, является не объективный мир (как у ма­териалистов) и не эмпирическое Я (как у субъективных идеали­стов Беркли и Юма), а абсолютное Я, которое интерпретируется им как некая духовная субстанция мира. Объективный же мир ("не-Я") с его материальным многообразием есть лишь отчужден­ная форма деятельности абсолютного Я. Эта деятельность развер­тывается через духовную и практическую деятельность эмпириче­ского Я в результате взаимопревращения противоположностей Я и не-Я, достижения их тождества: субъект и объект не расколоты, а неразрывно объединены. При этом он стремится весь мир — мир природы и мир человеческой культуры - вывести из творчески и свободно действующего сознания эмпирического Я. Так, Фихте впервые в философии выдвигает плодотворные для диалектиче­ской философии идеи: противоречивого единства бытия и мышления, взаимопревращения противоположностей.

Фридрих Шеллинг (1775-1854) в своей натурфилософии по­пытался преодолеть субъективизм фихтевского понимания проти­воречий и их источника, считая, что тождество бытия и мышления является абсолютным, ибо природа сама имеет душу (идея Лейбни­ца), и главная задача естественных наук и философии показать объективное и как духовное, "одухотворенное", и в то же время как абсолютно противоречивое. Таков, по его мнению, есть универсаль­ный диалектический принцип для объяснения всех явлений, ибо все в природе открывает себя через противоположность и разрешение противоречий.

Однако разрешение противоречий в природе происходит без скачков; дух в своем становлении не возникает, а лишь мало-помалу вышелушивается из материи. Таким образом, развитие у Шеллинга сводится к постепенному наращиванию в за­чатке уже предпосылочного — духовного. Отсюда видно, что ра­ционального перехода от абсолютного Я (духа, бога) к миру он не нашел и не мог найти. Поэтому Шеллинг все чаще начинает допус­кать, что в его абсолюте кроется нечто темное, непостижимым об­разом прорывающееся в существование. Постичь этот процесс с помощью разума невозможно, а возможно только с помощью "ин­теллектуальной интуиции", откровения.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831), стремясь сохра­нить и утвердить монистический характер философии тождества бытия и мышления, вносит свое понимание в этот ее основопола­гающий принцип. Он рассматривает мир и его развитие не вне аб­солюта, а внутри его: абсолютный дух был включен им в работу истории, а развитие мира было представлено как история абсолют­ного.

В натурфилософии Гегеля природа рассматривается в ее духовной сущности, а не в ее материальной конкретности. Поэто­му она включает элементы диалектики. Однако, по Гегелю, это будет не истинная диалектика, а отчужденная, грубая диалектика абсолютной идеи (духа). Истинная диалектика, ведущая к совпа­дению объективного и субъективного, в объяснении природы не­возможна. Гегель утверждает, что естествоиспытатель, изучая приро­ду, во-первых, "всегда остается в сфере конечного" и хотя видит противоположности, однако не понимает всеобщей связи. Это хорошо показано на примере механики, где, например, пространство и время рассматриваются изолированно друг от друга. Во-вторых, он ошибочно считает, что естествоиспытатель имеет дело с косным, материально-телесным материалом (идея Платона и Аристотеля), не "выносящим противоречий", а, следовательно, исключающим развитие, качественное превращение одного в иное. В природе, говорит он, есть лишь "рядоположенное" изменение в форме бес­конечного простого перемещения в пространстве - по кругу. По­этому не случайно Гегель отвергает представление о химиче­ском процессе как о взаимодействии атомов, оспаривает факт, что вода состоит из водорода и кислорода, а также оставляет без внимания гипотезу Канта о возникновении во времени солнечной системы путем развития. Новое, по Гегелю, возникает только в духовной сфере. Таким образом, в своей натурфилософии Гегель не смог преодолеть метафизичность механического понимания природы, хотя уже в его время догадки о развитии стали возни­кать в таких науках, как геология, эмбриология, физиология рас­тений и животных, органическая химия. Это можно показать на примере творчества Гете.

Иоган Вольфганг Гете (1749-1832) - не только выдающийся философствующий поэт, но и видный исследователь природы. В своем произведении "Метаморфоз растений" (1780) он более по­следовательно проводит диалектические идеи в понимании приро­ды. Гете активно выступал против метафизической теории Линнея о неизменности видов. Он еще до Дарвина начал обосновывать эволюционные идеи, доказывая факт связи мира животных и мира человека. При этом природу он рассматривал как целостную систе­му, где все взаимосвязано и взаимодействует, полярно, самодви­жется и качественно изменяется. Эти идеи сыграли большую роль в развитии как естествознания, так и философии, служа более вер­ному пониманию их взаимоотношений.

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) со­вместно разрабатывали свою философию — диалектический мате­риализм. Они подвергли критике своих предшественников — идеа­листически мыслящих философов, видя истоки их идей в призна­нии бога, религии. Именно это, по их мнению, и не позволило им рассматривать природу как бесконечно развивающийся объектив­ный и противоречивый процесс. Энгельс в своих работах "Анти-Дюринг" и "Диалектика природы" определяет диалектику как фи­лософскую науку о всеобщих законах развития природы, общества и познания. Утверждается, что таковыми являются законы взаим­ного перехода качества и количества, единства и борьбы противо­положности и отрицания отрицания. Помимо этого, сложный про­цесс развития раскрывается с помощью ряда диалектически взаимосвязанных категорий: единичного и общего, сущности и явления, причины и следствия, необходимости и случайности, содержания и формы, конечного и бесконечного, покоя и движения, возможности и действительности. Кроме этого, Энгельс, учитывая достижения науки того времени, впервые определяет пять основных форм дви­жения материальных образований: механическую (перемещение тел в пространстве), физическую (движение молекул), химическую (движение атомов), биологическую (движение белковых тел), со­циальную (общественные отношения, возникающие в результате практической деятельности людей).

Он считал, что эти формы могут переходить друг в друга, раз­виваться от менее сложных к более сложным. Все эти положения легли в основу разработки нового, качественно отличного от механи­ческого и религиозного мировоззрения - диалектико-материалистического, сыгравшего в дальнейшем положительную эвристическую роль в решении проблем развития естественных наук.