logo search
bilety влады

3. Объективный идеализм Платона. Теория идей. «Миф о пещере»

Платон — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Годы жизни: 428 или 427 до н. э. - 348 или 347 до н.э. Он смог создать первую философскую систему «Объективный идеализм».

Идеальное он отделяет от материального и выводит его за сферу последнего. Идеальное выражается прежде всего в сущности явлений, процессов. Именно идея (эйрос) порождает все многообразие вещей. Вещи являются лишь бледным отражением идей, т. е. материальный мир вторичен.

Идея по Платону – не просто мысль, но сущность любой вещи: совокупность ее свойств, функций и назначения. Существует мир вещей (материальный мир, в котором мы живем) и мир идей (нематериальный), причем мир идей возвышается над миром вещей.

Идеи воплощаются в аморфную материю из которой возникают вещи. Одним из первых он определил двойственную природу человека: соединение тела, которое смертно, и души, которая бессмертна. Мир вещей противоположен миру идей. Вещи преходящи, возникают, гибнут и изменяются, а идеи не постигаются чувствами, размышлениями, являясь причиной всего, не перерождаются и близки к божественному, они являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти свойства Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.

Идеи существуют в специальном пространстве. Если у Демокpита атомы, то у Платона - мир идей (нет какой-то главной идеи). Идеи вечны, неразрушимы. В основе вещей лежат числовые отношения ( числа и пропорции он не относил к вещам). Душа часто улетает в мир идей, находясь там, она созерцает сущность вещей, обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако, если человек занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания (концепция припоминания). У Платона души существуют вечно: до поселения в тело человека, и после физической смерти.

Признаки любой идеи:

Итак, идеи существуют объективно, вне зависимости от человека. Место пребывания идей – это далекие, наднебесные места. Таким образом идея это умозрительная, бестелесная сущность, которую можно постичь только разумом. Мир идей существует изолированно от мира вещей и существует вечно. Это и есть объективный идеализм. Истинное бытие это мир идей, а не мир вещей.

«Миф о пещере» — знаменитая аллегория, использованная Платоном в трактате «Государство» для пояснения своего учения об идеях. Считается краеугольным камнем платонизма и объективного идеализма в целом. (Изложена в форме диалога между Сократом и Платоновым братом Главконом.)

Для Платона пещера представляет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. От истинного мира идей до них доходят только смутные тени.

Излагая данную притчу, Платон демонстрирует своим слушателям, что познание требует известного труда — беспрестанных усилий, направленных на изучение и понимание тех или иных предметов. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно задавая себе вопросы и ища на них ответы. Однако бессмысленно пытаться разделить полученное знание с толпой, которая не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия.