logo search
Kurs_lektsy_po_distsipline_v_pechat_97

"Сила природы" (Шеллинг.)

Оттолкнувшись от философии Фихте, следующий представитель немецкой классической философии — Шеллинг — попытался ввести в свою систему не только субъекта, но и природу.

Отец Шеллинга был священнослужителем, он мечтал видеть пастором и своего сына. Шеллинг учился на богословском факультете Тюбингенского университета, где судьба свела его с Гегелем и Гельдерлином, впоследствии знаменитым немецким поэтом-романтиком. Эта студенческая дружба повлияла на взгляды каждого из трех: дружбу они сохранили на долгое время, хотя с Гегелем отношения у Шеллинга впоследствии испортились. Во время учебы в университете Шеллинг прочитал "Критику чистого разума" Канта и после этого решил заниматься не богословием, а философией. Затем он начал сотрудничать с Фихте в Йенском университет, а когда Фихте покинул университет, сменил его на кафедре. Он работал профессором и в других университетах — Эрлангенском, Берлинском, стал членом Мюнхенской Академии наук.

Взгляды Шеллинга не представляют собой цельной, единой системы. Иногда кажется, что сочинения Шеллинга писали разные люди, — так сильно менялись его философские убеждения в течение жизни. Особенно резкий перелом наступил после смерти его горячо любимой жены, Каролины, в 1809 г.: после этого трагического события Шеллинг практически не публиковал никаких работ. Шеллинг все больше склонялся к вере в бессмертие человеческой души, а в поздний период его философия стала носить ортодоксально христианский характер.

С точки зрения преемственности идей в немецкой классической философии, нам особенно интересен ранний период его творчества. В отличие от субъективного идеализма Фихте, Шеллинг обратил свое внимание на природу. Его не удовлетворял тот факт, что фихтеанское учение все свело к сознанию, совсем сбросив со счетов природный мир. Шеллинг, стремясь исправить это положение вещей, создал свою философию природы.

Шеллинг, как и Фихте, был диалектиком. Но диалектические закономерности развития он относил не только к сознанию, но и к внешнему миру. Он считал, что природа внутренне противоречива, а с точки зрения диалектики, противоречия как раз и являются источником, внутренней силой развития. Противоположности можно найти в ней всюду: это и полярность полюсов магнита, и положительный и отрицательный электрические заряды, и противоположные свойства кислот и щелочей, и многое другое. В то же время, природа внутренне едина. Эти две характеристики природы Шеллинг объединил так: природа порождена духовным началом (отсюда ее единство), но, воплотившись в материи, духовное начало раздвоилось на противоположности и стало развиваться. В процессе своего эволюционного развития природа породила человека, наделенного сознанием. Таким образом, то, что для Фихте было источником его наукоучения, для Шеллинга само стало продуктом развития природного мира. Дух породил природу, а природа, пройдя определенные ступени развития, породила дух. Шеллинг высказал идею тождества духа и природы, которая и стала основной проблемой его философии. "Материя — оцепеневший дух", — писал Шеллинг. Поэтому если Фихте можно назвать представителем субъективного идеализма, то Шеллинг, конечно, развивал объективный идеализм.

Абсолютный разум (то есть породившее мир духовное начало, которое можно назвать и Богом) содержал в себе все возможности развития. Затем от него "отпал" природный мир, в развитии которого заложенные изначально возможности реализуются, становятся реальностью. Взгляды Шеллинга были близки пантеизму (поскольку природа рассматривалась им как проявление Абсолютного разума). Человеческий разум — один из продуктов природного развития, который тоже, в свою очередь, начинает диалектически развиваться от ощущения через рассудочное познание к разуму, интеллектуальной интуиции. Диалектика объективного мира была дополнена у Шеллинга диалектикой субъективной мысли.

Как в природе всюду мы находим противоположности, точно так же и в себе можем увидеть два начала — бессознательное и сознательное. Формирование человека, личности (вернее, его са-моформирование) осуществляется в результате борьбы бессознательного и сознательного, когда сознание становится все более значимой частью нашего Я.

Первоначально идеи Шеллинга нашли множество последователей и поклонников, в том числе, в России (И. В. Киреевский, Ф. И. Тютчев, В. И. Соловьев). Многим импонировала его ориентированность на природу, тот факт, что природа рассматривалась в его системе как развивающаяся реальность. Несколько позже взгляды Шеллинга сильно изменились, он стал писать о Боге, откровении, божественном спасении... Шеллинг был позабыт, а в интеллектуальной атмосфере эпохи царил Гегель, получивший европейское признание.