Возможность и действительность. Виды возможностей
Раскрытие внутренней природы (содержания) и закономерностей процесса развития требует исследования различных тенденций, путей и форм его реализации. Реализация того или иного содержания, той или иной закономерности заключает в себе различные возможности.
Категория возможного отражает формы и способ реализации содержания предмета как следствие определенных закономерностей его развития.
Действительность — это актуальное бытие как результат реализованной возможности, результат определенной закономерности в развитии содержания предмета, а, следовательно, и необходимость именно данной конкретной формы его реализации.
Таким образом, можно сказать, что возможность — это то, что может быть, поскольку оно не противоречит законам развития данного содержания. Действительность— это то, что есть, имеется налицо, наличное бытие определенной возможности, нечто существующее как закономерный результат процесса развития. То, что есть, но есть не как необходимое, т. е. не связанное с закономерностью развития данного содержания” есть случайное. Поэтому действительность понимают как. содержащее в себе и то, и другое, т. е. содержащее и необходимое, и случайное в некотором единстве. Отношение между категориями действительности, возможности и случайности иногда выражают следующим образом: “Случайное — то, что есть, но чего может и не быть, тогда как возможное — то, чего нет, но что может быть” (М. Эшптейн). Противоположным категории “возможное” является понятие невозможное*. Под невозможным обычно понимают то, что противоречит законам развития вообще или данного содержания предмета, в особенности. Невозможное — это то, что не может быть ни при каких условиях.
Противоположность возможности и действительности — это, прежде всего, противоположность потенциального и актуального, того, что лишь находится в процессе становления, и того, что существует как наличная данность, некое ставшее бытие.
Возможность превращается в действительность, потенциальное становится актуальным, нереализованное — реализуется, как только создаются необходимые условия.
Мерой реализации возможного является вероятность.
Различают возможности абстрактные (или формальные) и конкретные (или реальные), обратимые и необратимые.
Абстрактная возможность — это такая возможность, когда что-либо, оказываясь возможным в общем отношении, одновременно невозможно в каком-либо частном отношении. Например, для процессов данного рода это вообще возможно (не противоречит законам явлений данной предметной области), но в данных конкретных условиях оно реализовано быть не может. Возможность полетов в пределах планет солнечной системы существовала ранее как абстрактная возможность. С созданием соответствующих летательных аппаратов (первой космической ракеты) такая возможность стала конкретной (или реальной).
Реальная возможность — это такое проявление общего, которое уже содержится в условиях данного особенного и поэтому может быть реализовано.
Абстрактная возможность в процессе развития может превратиться в реальную. Но на этом основании их смешивать нельзя.
В анализе процесса превращения возможностей в действительность, в оценке реальных возможностей необходим конкретно-исторический подход. Так, например, волюнтаризм в политике проявляется не только в том, что ставятся и рассматриваются как реально значимые несбыточные (недостижимые) цели, но и в том, что абстрактные возможности выдаются за реальные.
Обратимыми называют такие возможности, с реализацией которых прежняя действительность оказывается возможной. Например: вода может превратиться в пар, а пар снова в воду и т. п.
Необратимые возможности — это такие возможности, с реализацией которых прежняя действительность невозможна. Известный афоризм Гераклита, прекрасно" выражает это:
“нельзя дважды вступить в одну и ту же реку, потому что в ней текут новые воды”.
Раздел 8. Философия человека.
Лекция 7. "Основные проблемы философской антропологии".
План.
- Пояснительная записка.
- Структура "Курса лекций" позволяет:
- Знание предмета, задач, разделов, функций философии;
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 1. 2. Должно стать:
- Раздел 1. 3. Средневековая философия.
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 1.4. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Самостоятельная работа студентов.* Феноменология э. Гуссерля. Прагматизм: основные идеи и представители.* Структурализм: основные идеи и представители.* Итогом изучения раздела 1. 5. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Раздел 1. 6. Основные вехи русской философии.
- Итогом изучения раздела 1. 6. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 2.1. Должно стать:
- Раздел 2. 2. Философия человека
- Итогом изучения раздела 2.2. Должно стать:
- Итогом изучения раздела 2.3. Должно стать:
- Требования к умениям.
- Основные понятия и категории по теме:
- Оборудование.
- 1. Понятие и специфика философского знания.
- В чём же специфика философского знания?
- Однако зададимся вопросом: "Является ли постоянство, статуарность идей показателем научности?" (приводятся примеры из истории науки).
- 2. Предмет, задача, функции философии.
- Функции философии.
- Сравните с разделом "Функции философии" в пособии Зеленова л.А. Владимирова а.А. "Основы философии" (законспектировать дома). Есть ли принципиальное отличие этих вариантов?
- 3. Разделы философского знания.
- Основные разделы философии:
- Философия не даёт однозначных ответов, но учит размышлять о мироздании.
- 4. Философия и мировоззрение.
- Исторические формы мировоззрения:
- 5.*1 Типы философского знания. Основные направления и методы в философии.
- Третий период античной философии.
- Требования к умениям.
- Обязательные понятия и термины.
- Оборудование:
- 1 Вопрос. Особенности античности.
- 2 Вопрос. Периодизация античной философии.
- 3 Вопрос. Первый (натурфилософский, досократический) период античной философии.
- Именно он впервые:
- Философские представления Фалеса.
- Философские представления Анаксимандра отражены в труде ”о природе”:
- Основные идеи Пифагора.
- Основные идеи Гераклита изложены в труде “о природе”.
- 4 Вопрос. Второй период античной философии.
- Особенности философии софистов
- Сократ – один из создателей этики (науки о морали). Этика древних разделена на 3 части:
- Учение о благе.
- Учение о добродетели.
- Философия Платона состоит из 3 частей:
- Космос. Об отношении идеи к вещам
- Политико-правовое учение Платона.
- Философ должен изучать идеи, а не сами вещи.
- Каковы же эти сословия?
- Этические взгляды Платона. Человек.
- Каковы этические взгляды Платона?
- Итак, что же мы видим?
- Подытожим.
- Аристотель.
- Подытожим:
- Он является основателем физики, формальной логики.
- Он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии.
- 5 Вопрос. Третий период античной философии.
- Скептицизм.
- Философские идеи Пиррона.
- Стоицизм.
- Стоицизм делится на 3 периода:
- Логика стоиков.
- Физика стоиков
- Онтология стоиков.
- Антропология стоиков.
- Этика стоиков.
- Стоицизм в Древнем Риме.*
- Эпикуреизм.
- Неоплатонизм.
- Выводы.
- Раздел 3/4. Средневековая философия и философия Возрождения. Лекция 3/1. "Философия Средневековья и философия Возрождения". План.
- Оборудование.
- Основная.
- Дополнительная.
- Обязательные понятия и термины.
- Требования к умениям.
- Особенности средневековой философии.
- Патристика и схоластика – основные направления средневековой философии.
- Патристика.
- В патристике выделяют свои подэтапы:
- Важнейшие темы (проблемы) патристики:
- Христос – посредник между Богом и человеком.
- Проблема соотношения знания и веры.
- Апологетика
- Юстин-мученик: христианство как полная истина
- Важнейшие темы (проблемы) схоластики:
- Соотношение веры и разума.
- Каков же идеал христианства, господствующий в эпоху Средневековья?
- Смирение и аскеза;
- Вера в Откровение Божье.
- Высокая схоластика
- Доминиканцы и францисканцы
- 3. Августин Аврелий как представитель патристики.
- Литературное наследие Августина разнообразно и огромно:
- Основные идеи Августина Аврелия. Онтология Августина.
- Гносеология Августина.
- Августин выделяет такие аспекты проблемы соотношения
- Природа зла; соотношение судьбы и свободной воли человека.
- Исследуя природу зла, Августин выделяет три его уровня:
- Философия истории Августина.
- Фома Аквинский как представитель схоластики.
- Фома Аквинский использовал аристотелевскую логику в разработке доказательств бытия Бога.
- Этика томизма.
- Как решается эта проблема у Фомы Аквинского?
- Значение трудов Фомы Аквинского
- Лекция 3/2 "Философия Возрождения". План.
- Оборудование.
- Дополнительная.
- Обязательные понятия и термины.
- Требования к знаниям.
- Требования к умениям.
- Характеристика и периодизация философии Возрождения.
- Родиной Возрождения является Италия.
- Хронологические рамки философии Возрождения охватывают три периода:
- 2. Основные черты и идеи философии Возрождения. Философии Возрождения свойственны определённые черты:
- 3. Виднейшие представители философии Возрождения и их учения.
- Сонет 169.
- Сонет 218.
- Трагизмом неисполнимости пропитаны эти строки о рано умершей возлюбленной, но почему они оставляют возвышенно-светлое ощущение?
- Каковы его основные идеи?
- Идеи Джордано Бруно
- Каковы основные идеи философа?
- К каким выводам приходит Эразм?
- Основные положения "Воспитания христианского князя".
- Основные идеи "Утопии".
- Труд – обязанность всех членов общества.
- Выводы.
- Каковы же основные положения этики и. Канта?
- Резюмируем.
- Иоганн Готлиб Фихте.
- Я полагает само себя
- Я противополагает себя не-я
- Я полагает себя и свою противоположность
- "Сила природы" (Шеллинг.)
- 3. Объективный идеализм г. Гегеля.
- Г. Гегель сформулировал 3 закона диалектики:
- Каковы основные положения философской системы г. Гегеля? Философская система г. Гегеля.
- Абсолютный дух отчуждает себя в виде:
- Мировой дух через человека:
- Русское Просвещение - период подражания западной философии*.
- Философия 20 века*.
- Характерными чертами русской философии являются:
- Период становления русской философии.
- Основные положения ереси жидовствующих.
- Резюмируем.
- 3.* Русское Просвещение - период подражания западной философии (вопрос изучается самостоятельно*; Смотри материалы Практикума).
- Основные школы русской философии.
- Что же содержала в себе нашумевшая статья, напечатанная в "Телескопе"? Критика русской истории
- "Религиозная отделенноетъ" от Европы
- Предназначение России
- Западники и славянофилы. Славянофилы.
- Западники.
- Раздел 7. Философское учение о бытии.
- Требования к знаниям.
- Требования к умениям.
- Вопрос 1. Проблема субстанции в философии.
- 2. Есть ли в являющемся нам многообразии вещей что-то единое, общее по содержанию, составляющее первооснову всего сущего? Понятие субстанции
- Разновидности монизма
- 2. Материя: понятие, свойства, виды.
- 3. Пространство и время – формы существования материи
- Пространство и время в истории философии
- Теория относительности
- Многомерность пространства.
- Социальное пространство
- Социальное время
- 4. Движение как способ существования материи.
- Соотношение движения и покоя
- Типы движения
- Развитие
- Формы движения
- Философское учение о связи
- Философское учение о развитии
- Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры).
- Закон противоречия
- 1 Ступень: возникновение противоречия;
- 2 Ступень: взаимодействие между противоположными сторонами противоречия, развитие противоположностей до конца;
- 3 Ступень: разрешение противоречия.
- Закон отрицания
- 1. Упразднение (уничтожение) старой формы.
- 1) Деструкция;
- 2) Трансформация;
- 3) Снятие (которое иногда называют диалектическим отрицанием).
- Категории диалектики. Отдельное, единичное, особенное и всеобщее
- Содержание и форма
- Часть и целое
- Сущность и явление. Закон
- Причина и следствие. Закон причинности
- Необходимость и случайность
- Свобода и необходимость
- Возможность и действительность. Виды возможностей
- Человек – продукт антропосоциогенеза. Многомерность человека.*
- Человеческое в человеке. Категории человеческого бытия.*
- Основная.
- Обязательные термины и понятия.
- Требования к знаниям.
- Требование к умениям.
- 1. Понятие и основные проблемы философской антропологии.
- Каковы важнейшие проблемы философской антропологии?
- 2. Проблема сущности и природы человека
- В целом для восточного мышления характерен поиск всеобщего начала в человеке.
- 3. Человек – индивид – личность.
- Проблема свободы как категории человеческого бытия.
- Проблема свободного выбора.
- Раздел 9. Философия общества.
- Понятие и основные проблемы социальной философии.
- Общество как динамическая система.
- Требования к знаниям.
- Требование к умениям.
- Понятие и основные проблемы социальной философии.
- Общество как динамическая система.
- Материальное производство имеет огромное значение:
- Основные элементы социальной подсистемы:
- Под равенством понимают:
- Типы семей:
- Каковы же функции семьи?
- Каковы же функции государства и как они связаны с гражданским обществом? Функции государства:
- Духовная подсистема общества.
- В зависимости от носителя общественного сознания можно выделить такие его виды:
- Элементами общественного сознания являются:
- Культура и цивилизация (вариант лекции).
- 2. Цивилизация как объект философии.
- Отличие Запада от Востока.