logo
Kurs_lektsy_po_distsipline_v_pechat_97

Доминиканцы и францисканцы

Апогеем христианской схоластики стало XIII-е столетие, когда были созданы ее самые главные философские системы. В это время были образованы специальные монашеские ордена для борьбы с ересями и для проповеди христианского учения, среди них особенно выделяются францисканский и доминиканский. Задачи, поставленные ими, требовали от их членов солидной богословской и философской подготовки, в результате чего большое количество философских систем было создано именно в рамках этих орденов. Доминиканцы стали хранителями официальной церковной философии, большинство преподавателей богословия в европейских университетах принадлежали к ордену святого Доминика. Учрежденная в это же время церковью инквизиция (трибунал католической церкви для борьбы с ересями) тоже была фактически передана в руки этого ордена.

Францисканский же орден отличался тем, что его монахи жили не в монастырях, а "в миру", странствовали, проповедовали отказ от богатства и роскоши, чем снискали симпатии простого народа. В этом ордене тоже получили развитие философские и богословские исследования, в результате чего папа римский дал францисканцам право преподавания в университетах. Такие видные представители высокой схоластики, как Фома Аквинский (1221 — 1274), Альберт Великий (ок. 1193—1280), принадлежали к доминиканскому ордену, а Бонаветура (ок. 1217—1274), Роджер Бэкон (1214—1292), Дуне Скот (1266—1308) — францисканскому. Это было время великих философско-богословских споров. Если доминиканцы тяготели к реализму и доказывали зависимость философии от богословия, то францисканцы были склонны к номинализму и выступали за разделение сфер богословия и философии, что на деле означало ее освобождение от диктата церкви.

Резюме: в целом в эпоху средневековья происходит переоценка ценностей:

А теперь обратимся к фигурам двух наиболее значимых представителей средневековой философии – Августина Аврелия и Фомы Аквинского.