2. Основные черты и идеи философии Возрождения. Философии Возрождения свойственны определённые черты:
Первой чертой является антропоцентризм, который вытесняет теоцентризм. Проблемы личности в её земном измерении (со страстями и привязанностями, свойственными человеку) впервые становятся центром и целью познания. Потому важнейшим вопросом познания становится вопрос о происхождении человека, о том, чего требует человеческая природа. Так возникает философская антропология, основными чертами которой в этот период становятся антиаскетизм и гуманизм. Первым выразителел этой тенденции является Данте Алигьери. Данте Алигьери (1265 – 1321) в "Божественной комедии" человека называет "великим чудом". Идея о человеке как центре Вселенной можно найти в "Речи о достоинстве человека" Пико дела Мирандолы (1463 – 1497). Это произведение стало своеобразным манифестом антропоцентризма. В основе учения Мирандолы – принцип свободы человека. Человек – особое творение Бога. Прочие творения подчинены природному закону. Человек же сотворён так, чтобы своё место определять по собственному усмотрению. В этом и состоит достоинство человека. Человек сам себе мастер. Мирандола говорит о нём: "Он может подняться до звёзд и ангелов, может опуститься до звериного состояния. Высшее и восхитительное счастье дано человеку: владеть тем, что пожелает, и быть тем, чем хочет". Итак, по Мирандоле, Бог наделяет именно человека свободой выбора, которая предполагает творческое его самоопределение. Как отмечает Спиркин А.Г., Мирандола исходит из идей Платона и неоплатоников о срединном положении человека между миром земным, материальным и Божественным. Он сам может выбирать подниматься ему или падать, он сам творит свою судьбу. Вот какие слова вкладывает автор в уста Бога, обращающегося к человеку: "Ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным создан ты, человек! Ибо ты сам должен, согласно твоей воли и твоей чести, быть своим собственным художником и своим зодчим и создать себя из свойственного тебе материала. Ты свободен спуститься на самую низкую ступень животности. Но ты можешь и подняться к высшим сферам божественного. Ты можешь быть тем, чем хочешь".8 Человек у Мирандолы – это соединительная связь всей природы, поэтому познающий себя человек познаёт в себе всё.
Таким образом, философы Возрождения заложили основы естественнонаучного учения о природе как таковой и природе человека.
Второй чертой Возрождения является гуманизм. Он тесно связан с антропоцентризмом. В те времена под гуманизмом понимали всестороннее развитие человека, его способностей. Большее внимание уделялось духовной стороне, которую более всего развивали такие отрасли знания как литература, философия, история, риторика. Эти области знания стали называть гуманитарными дисциплинами, а преподавателей – гуманистами (от итальянского "humanista" – человечность). Позднее термин "гуманизм" приобрёл более широкое значение (стремление к человечности, к созданию условий для максимального развития способностей). Но не только духовное начало привлекало гуманистов в человеке. Они вовсе не игнорировали его телесную составную, которая понималась в единстве с Природой. Мир сотворён Богом, но Природа-Мать также проделала великую работу. Данте говорил, что Бог созерцает прекрасный труд природы и завершает его. Поджо Браччолини (1380 – 1459) сформулировал основной тезис гуманистов: "То, что нам присуще от природы, менее всего достойно осуждения". Таким образом, и эгоизм, и стремление к наслаждениям не должны осуждаться, поскольку они укоренены в самой человеческой природе (П. Браччолини "Об алчности"). Правомерность стремления к наслаждениям утверждали Казимо Раймонди, Лоренцо Валла, Эразм Роттердамский.
Характерно, что в период Возрождения ярко проявляется интерес к физической красоте.
Особенно отчётливо это в работах известнейших мастеров Ренессанса (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и др.).
Третьей чертой философии Возрождения является пантеизм. Бог сближается, затем сливается с природой, а природа обожествляется. Здесь главными вопросами становятся: "Что такое Бог?", "Совпадает ли Бог с природой?", "Каково отношение природы к Богу?" Философы Возрождения сходились в том, что Бог не только Творец мироздания, но Он присутствует в мире, в сотворённых им вещах. Можно выделить 3 формы пантеизма:
Бог целиком и полностью совпадает с природой (Б. Теллезио, Дж. Бруно) – натуралистический пантеизм.
Бог и природа совпадают не полностью (Чезаре Ванини, Джованни Пико дела Мирандола) – умеренный пантеизм.
Бог есть в природе, Он выше природы (бестелесен), но именно в Нём заключена природа, она охватывается и управляется Им (Пьетро Помпонацци, Якоб Бёме) – мистический пантеизм.
Четвёртой чертой философии Возрождения является возрождение интереса к античной философии, в частности к аристотелизму (Пьетро Помпонацци), неоплатонизму (М. Фичино, Джованни Пико дела Мирандола), этическому гедонизму и эпикуреизму (Лоренцо вала, Эразм Роттердамский), скептицизму (Мишель Монтень).
Пятой чертой философии Возрождения является антиклерикализм. Гуманисты не были атеистами, не отрицали необходимость веры, но многие из них критиковали церковь, считая, что она отошла от канонов христианства, неправильно трактует понятие Бога и ведёт верующих по ложному пути. Одним из ярких примеров критики церкви, исполненной в сатирическом ключе, является произведение Джованни Боккаччо "Декамерон" (по мотивам этого произведения поставлен фильм Позоллини), где можно найти едкую критику нравов и образа жизни католических церковников.
Шестой чертой философии Возрождения является интерес к магии и мистике как средствам постижения Божественных истин. В это время магия и мистика считаются чуть ли не высшими формами научного знания. Во многом такой интерес объясняется столкновением культур Запада и Востока во время крестовых походов. В XIV веке на латинский язык переводятся и становятся чрезвычайно популярными сочинения древних мистиков – Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего), Зороастра и Орфея. Считалось, что Бог передал им тайные истины, а Моисею – законы человеческого общежития. Эти тайны доступны избранным. И сегодня они составляют сокровищницу эзотерического знания. Но в научном мире существует скепсис относительно данного знания. Его относят скорее к антитезе христианства, враждебного последнему. В наше время считается установленным, что сочинения этих авторов были написаны не в древности, а в наше время, например, тексты, приписываемые Гермесу Трисмегисту, относятся примерно ко II – IV векам. "Халдейские оракулы", приписываемые Зороастру, относятся ко II веку. Выражается сомнение в существовании этих авторов в реальности. Гермес – мистическая фигура, несущая на себе отпечаток египетского бога Тота и древнегреческого бога Гермеса.
Зороастром гуманисты называли историческую личность – Зараустру, одного из иранских религиозных реформаторов VII – VI вв. до н.э., но он не имеет никакого отношения к известным в эпоху Возрождения "Халдейским оракулам".
В целом философия Ренессанса является синтезом, античной, христианской и восточной культур.
- Пояснительная записка.
- Структура "Курса лекций" позволяет:
- Знание предмета, задач, разделов, функций философии;
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 1. 2. Должно стать:
- Раздел 1. 3. Средневековая философия.
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 1.4. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Самостоятельная работа студентов.* Феноменология э. Гуссерля. Прагматизм: основные идеи и представители.* Структурализм: основные идеи и представители.* Итогом изучения раздела 1. 5. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Раздел 1. 6. Основные вехи русской философии.
- Итогом изучения раздела 1. 6. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 2.1. Должно стать:
- Раздел 2. 2. Философия человека
- Итогом изучения раздела 2.2. Должно стать:
- Итогом изучения раздела 2.3. Должно стать:
- Требования к умениям.
- Основные понятия и категории по теме:
- Оборудование.
- 1. Понятие и специфика философского знания.
- В чём же специфика философского знания?
- Однако зададимся вопросом: "Является ли постоянство, статуарность идей показателем научности?" (приводятся примеры из истории науки).
- 2. Предмет, задача, функции философии.
- Функции философии.
- Сравните с разделом "Функции философии" в пособии Зеленова л.А. Владимирова а.А. "Основы философии" (законспектировать дома). Есть ли принципиальное отличие этих вариантов?
- 3. Разделы философского знания.
- Основные разделы философии:
- Философия не даёт однозначных ответов, но учит размышлять о мироздании.
- 4. Философия и мировоззрение.
- Исторические формы мировоззрения:
- 5.*1 Типы философского знания. Основные направления и методы в философии.
- Третий период античной философии.
- Требования к умениям.
- Обязательные понятия и термины.
- Оборудование:
- 1 Вопрос. Особенности античности.
- 2 Вопрос. Периодизация античной философии.
- 3 Вопрос. Первый (натурфилософский, досократический) период античной философии.
- Именно он впервые:
- Философские представления Фалеса.
- Философские представления Анаксимандра отражены в труде ”о природе”:
- Основные идеи Пифагора.
- Основные идеи Гераклита изложены в труде “о природе”.
- 4 Вопрос. Второй период античной философии.
- Особенности философии софистов
- Сократ – один из создателей этики (науки о морали). Этика древних разделена на 3 части:
- Учение о благе.
- Учение о добродетели.
- Философия Платона состоит из 3 частей:
- Космос. Об отношении идеи к вещам
- Политико-правовое учение Платона.
- Философ должен изучать идеи, а не сами вещи.
- Каковы же эти сословия?
- Этические взгляды Платона. Человек.
- Каковы этические взгляды Платона?
- Итак, что же мы видим?
- Подытожим.
- Аристотель.
- Подытожим:
- Он является основателем физики, формальной логики.
- Он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии.
- 5 Вопрос. Третий период античной философии.
- Скептицизм.
- Философские идеи Пиррона.
- Стоицизм.
- Стоицизм делится на 3 периода:
- Логика стоиков.
- Физика стоиков
- Онтология стоиков.
- Антропология стоиков.
- Этика стоиков.
- Стоицизм в Древнем Риме.*
- Эпикуреизм.
- Неоплатонизм.
- Выводы.
- Раздел 3/4. Средневековая философия и философия Возрождения. Лекция 3/1. "Философия Средневековья и философия Возрождения". План.
- Оборудование.
- Основная.
- Дополнительная.
- Обязательные понятия и термины.
- Требования к умениям.
- Особенности средневековой философии.
- Патристика и схоластика – основные направления средневековой философии.
- Патристика.
- В патристике выделяют свои подэтапы:
- Важнейшие темы (проблемы) патристики:
- Христос – посредник между Богом и человеком.
- Проблема соотношения знания и веры.
- Апологетика
- Юстин-мученик: христианство как полная истина
- Важнейшие темы (проблемы) схоластики:
- Соотношение веры и разума.
- Каков же идеал христианства, господствующий в эпоху Средневековья?
- Смирение и аскеза;
- Вера в Откровение Божье.
- Высокая схоластика
- Доминиканцы и францисканцы
- 3. Августин Аврелий как представитель патристики.
- Литературное наследие Августина разнообразно и огромно:
- Основные идеи Августина Аврелия. Онтология Августина.
- Гносеология Августина.
- Августин выделяет такие аспекты проблемы соотношения
- Природа зла; соотношение судьбы и свободной воли человека.
- Исследуя природу зла, Августин выделяет три его уровня:
- Философия истории Августина.
- Фома Аквинский как представитель схоластики.
- Фома Аквинский использовал аристотелевскую логику в разработке доказательств бытия Бога.
- Этика томизма.
- Как решается эта проблема у Фомы Аквинского?
- Значение трудов Фомы Аквинского
- Лекция 3/2 "Философия Возрождения". План.
- Оборудование.
- Дополнительная.
- Обязательные понятия и термины.
- Требования к знаниям.
- Требования к умениям.
- Характеристика и периодизация философии Возрождения.
- Родиной Возрождения является Италия.
- Хронологические рамки философии Возрождения охватывают три периода:
- 2. Основные черты и идеи философии Возрождения. Философии Возрождения свойственны определённые черты:
- 3. Виднейшие представители философии Возрождения и их учения.
- Сонет 169.
- Сонет 218.
- Трагизмом неисполнимости пропитаны эти строки о рано умершей возлюбленной, но почему они оставляют возвышенно-светлое ощущение?
- Каковы его основные идеи?
- Идеи Джордано Бруно
- Каковы основные идеи философа?
- К каким выводам приходит Эразм?
- Основные положения "Воспитания христианского князя".
- Основные идеи "Утопии".
- Труд – обязанность всех членов общества.
- Выводы.
- Каковы же основные положения этики и. Канта?
- Резюмируем.
- Иоганн Готлиб Фихте.
- Я полагает само себя
- Я противополагает себя не-я
- Я полагает себя и свою противоположность
- "Сила природы" (Шеллинг.)
- 3. Объективный идеализм г. Гегеля.
- Г. Гегель сформулировал 3 закона диалектики:
- Каковы основные положения философской системы г. Гегеля? Философская система г. Гегеля.
- Абсолютный дух отчуждает себя в виде:
- Мировой дух через человека:
- Русское Просвещение - период подражания западной философии*.
- Философия 20 века*.
- Характерными чертами русской философии являются:
- Период становления русской философии.
- Основные положения ереси жидовствующих.
- Резюмируем.
- 3.* Русское Просвещение - период подражания западной философии (вопрос изучается самостоятельно*; Смотри материалы Практикума).
- Основные школы русской философии.
- Что же содержала в себе нашумевшая статья, напечатанная в "Телескопе"? Критика русской истории
- "Религиозная отделенноетъ" от Европы
- Предназначение России
- Западники и славянофилы. Славянофилы.
- Западники.
- Раздел 7. Философское учение о бытии.
- Требования к знаниям.
- Требования к умениям.
- Вопрос 1. Проблема субстанции в философии.
- 2. Есть ли в являющемся нам многообразии вещей что-то единое, общее по содержанию, составляющее первооснову всего сущего? Понятие субстанции
- Разновидности монизма
- 2. Материя: понятие, свойства, виды.
- 3. Пространство и время – формы существования материи
- Пространство и время в истории философии
- Теория относительности
- Многомерность пространства.
- Социальное пространство
- Социальное время
- 4. Движение как способ существования материи.
- Соотношение движения и покоя
- Типы движения
- Развитие
- Формы движения
- Философское учение о связи
- Философское учение о развитии
- Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры).
- Закон противоречия
- 1 Ступень: возникновение противоречия;
- 2 Ступень: взаимодействие между противоположными сторонами противоречия, развитие противоположностей до конца;
- 3 Ступень: разрешение противоречия.
- Закон отрицания
- 1. Упразднение (уничтожение) старой формы.
- 1) Деструкция;
- 2) Трансформация;
- 3) Снятие (которое иногда называют диалектическим отрицанием).
- Категории диалектики. Отдельное, единичное, особенное и всеобщее
- Содержание и форма
- Часть и целое
- Сущность и явление. Закон
- Причина и следствие. Закон причинности
- Необходимость и случайность
- Свобода и необходимость
- Возможность и действительность. Виды возможностей
- Человек – продукт антропосоциогенеза. Многомерность человека.*
- Человеческое в человеке. Категории человеческого бытия.*
- Основная.
- Обязательные термины и понятия.
- Требования к знаниям.
- Требование к умениям.
- 1. Понятие и основные проблемы философской антропологии.
- Каковы важнейшие проблемы философской антропологии?
- 2. Проблема сущности и природы человека
- В целом для восточного мышления характерен поиск всеобщего начала в человеке.
- 3. Человек – индивид – личность.
- Проблема свободы как категории человеческого бытия.
- Проблема свободного выбора.
- Раздел 9. Философия общества.
- Понятие и основные проблемы социальной философии.
- Общество как динамическая система.
- Требования к знаниям.
- Требование к умениям.
- Понятие и основные проблемы социальной философии.
- Общество как динамическая система.
- Материальное производство имеет огромное значение:
- Основные элементы социальной подсистемы:
- Под равенством понимают:
- Типы семей:
- Каковы же функции семьи?
- Каковы же функции государства и как они связаны с гражданским обществом? Функции государства:
- Духовная подсистема общества.
- В зависимости от носителя общественного сознания можно выделить такие его виды:
- Элементами общественного сознания являются:
- Культура и цивилизация (вариант лекции).
- 2. Цивилизация как объект философии.
- Отличие Запада от Востока.