logo
Kurs_lektsy_po_distsipline_v_pechat_97

Соотношение веры и разума.

  • Свобода воли и теодицея (оправдание Бога за существование в мире зла).

  • Провиденциализм (истолкование истории как проявления воли внешних по отношению к истории сил, как проявления воли Бога).

  • Борьба с пантеизмом (философско-религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое).

  • Проблема универсалий (ставит вопрос о том, обладают ли понятия бытием, существуют ли они реально или они всего лишь названия вещей).

  • Теория двойственной истины (истины Откровения и истины разума не противоречат друг другу, являются равноправными формами познания Божественной сущности мира).

    Смотри: Шаповалов В.Ф. Основы философии. М.: Фаир пресс, 1999, сс.127 – 173.*

    Смотри: Гриненко Г. В. История философии: Учебник. – М.: 2006, сс. 123 – 144, 203 - 246 .*

    Переходной фигурой от античной философии к схоластике был Боэций (480 – 524), которого называют "последним римлянином и первым схоластом". Именно он попытался решить поставленную неоплатоником Порфирием проблему универсалий. Боэций утверждал, что философские учения Платона и Аристотеля не противоречат друг другу, он первым перевёл на латынь основные сочинения по логике Аристотеля, написал комментарии к некоторым из них. До XIII века это были практически единственные известные в Европе работы Аристотеля. Аристотелевская силлогистика (система дедуктивного вывода) стала основой рационального мышления в схоластике. Логику стали использовать для обоснования положений Священного писания. Однако доверие к рациональному знанию послужило причиной сомнений некоторых схоластов относительно утверждений Библии. Другие же, напротив, усомнились в законах логики. Это предопределило идейный раскол в средневековой философии, который сменился бурными рационалистическими тенденциями философской мысли в эпоху Возрождения.

    Формулой схоластики являлось изречение Епископа XI века Ансельма Кентерберийского: "Верую, чтобы понимать". То есть – сначала надо уверовать, а затем пытаться сочетать обретённую веру и доводы разума. Это новый постулат на фоне античной мысли, которая тяготела к положению: "Знаю, поэтому верю".

    Средневековая философия в целом не стремилась к рациональной истине, а исходила из уже данной истины веры.