logo
Kurs_lektsy_po_distsipline_v_pechat_97

Хронологические рамки философии Возрождения охватывают три периода:

1. Первый период философии Возрождения (XIV век) – период размежевания со средневековой философией и рождение гуманизма. Отцом гуманизма считается Франческо Петрарка. "Искусство жить", разработанное Петраркой, противопоставляет средневековому идеалу жертвы и надежды на загробное воздаяние ценности духовного аристократизма, совершенствования человека при помощи гуманитарных наук, уважение к личности человека.

2. Второй период философии Возрождения (XV – начало XVI вв.) – этап созревания обновлённых мировоззренческих моделей, где прослеживается компромисс с античностью и христианством. К середине XV века формируется возрожденческий неоплатонизм, который отчасти объясняется эмиграцией в Италию византийских учёных. В центре этого процесса – флорентийская "платоновская школа", возглавляемая Марсилио Фичино (1433 – 1499). В работах деятелей "платоновской школы" наблюдается синтез неоплатонизма, герметизма, кабалистики, арабской мистики. Ярким представителем школы являлся Мирандола. Одновременно развивается ветвь аристотелизма. Пьетро Помпонацци углубляет традиции аверроизма, делает шаг в сторону эмпиризма и сенсуализма. В это время отчётливо прослеживается стремление к обновлению самого христианства (в Германии – Н. Кузанский, в Италии – Савонарола, затем Мирандола).

Огромной по масштабности мысли личностью Ренессанса является Н. Кузанский, который осуществил синтез христианства, неоплатонизма и гуманизма.

3. Третий период философии Возрождения (XVI – начало XVII века) ознаменован Реформацией (религиозной революцией).

Прежде всего это спор о свободе воли между Лютером и Эразмом Роттердамским. Эразм призывал к возвращению на "путь Христа", т.е. к милосердию, вере, жизненной мудрости. Философии отводилась огромная роль в разоблачении мнимой мудрости.

Лютер разрабатывал теорию предопределения и спасения верой, а философия, по его мнению, оказывалась излишней.

Натурфилософия этого периода представлена трудами Д. Бруно и Б. Телезио.

В этот период расцветает социальная философия. Появляются утопические мифы Ф. Рабле, Т. Мора, Т. Кампанелла. Социальная философия обогащается также трудами Н. Макиавелли.

По мысли А.А. Ивина, эпоха Возрождения не благоприятствовала философии, которая развивалась в рамках эстетической, этической, политической мысли. 7