Свобода и необходимость
Существует две противоположные позиции в понимании отношения свободы и необходимости: фатализм и волюнтаризм.
Фатализм состоит в признании всякой необходимости абсолютной и, на этом основании, в отрицании какой бы то ни было свободы.
Волюнтаризм, напротив, состоит в признании абсолютной свободы, воли и отрицании какой бы то ни было необходимости, определяющей поступки отдельного человека и массовых действий людей в истории.
Согласно первой точке зрения, все действия людей, даже те, которые совершаются сознательно, предопределены. Предопределены однозначно, неотвратимо и независимо от того, какие конкретные обстоятельства (условия) имели место в прошлом, сложатся в будущем, или имеют место в настоящее время. “Однозначно” — значит именно это событие, а не какое-либо другое, должно произойти, и что произойти оно должно именно так, а не иначе. “Неотвратимо” следует понимать в том смысле, что наступление предопределенных событий невозможно приостановить, отложить, избежать:
“Независимо от конкретных условий”, места и времени — значит предопределенные события произойдут именно здесь, в этом месте, они наступят именно в это, а не в какое-нибудь другое время, и именно в этой своей форме, безотносительно к конкретным условиям, их сопровождающим.
С этой точки зрения нет и не может быть ничего случайного, нет также и никакой свободы.
Согласно второй точке зрения, во всех своих действиях человек свободен, нет никакой необходимости в действиях людей, совершающихся сознательно, поскольку они имеют своей причиной свободную волю. Воля в себе абсолютно свободна. Она действует независимо от каких-либо физических или физиологических причин. Свобода воли означает свободу мыслить и поступать так, как думаешь и желаешь поступить сам, по собственной воле, а не по принуждению. Таким образом, здесь получается, что действия человека не зависят не от каких внешних условий, но зависят только от его свободной воли.
Обе эти точки зрения основаны на метафизическом отрыве и противопоставлении необходимости и свободы, действительное отношение которых сложнее и в котором оба противоположных момента одинаково важны и существенны.
Люди не обладают абсолютной свободой, не зависящей от действительности и не связанной с какой-либо необходимостью. Если свобода состоит в том, чтобы поступать по собственной воле, исходя из того, что мы мыслим и чего сами хотим, тогда ясно, что предмет моего воления (мышления, желания), будучи некоторой внешней действительностью, существует самостоятельно, независимо от меня и моей воли. И для того чтобы быть свободным, я должен сообразовать свои действия с собственной природой существующих вне меня и не зависимых от меня многообразных вещей, связей и отношений. Воля, определяющая себя к чему-либо во внешней действительности, уже не свободна, так как зависит от некоего со-держания, в отношении которого она решает определить себя, ограничить себя, ограничить поле своей свободы данным конкретным предметом (действительностью).
Предпосылкой' (необходимым условием) действительной свободы человека является его сознание, но только предпосылкой, а не самой свободой. Поэтому люди не обладают свободой, не зависимой от их сознания (познания), и свобода не может состоять в действиях личности, совершающихся неосознанно, бессознательно, так как это в действительности приводит лишь к слепой зависимости человека от неизвестных обстоятельств, никак не связанных с его пониманием конкретной ситуации.
Свобода есть познанная необходимость. Это определение достаточно хорошо известно. Им высказывается идея зависимости всякой человеческой свободы от законов природы, некоторой вне его лежащей действительности. Так, например, если мучит жажда — мы пьем, но вот утолять ли жажду, как и каким способом — в этом мы бываем свободны, выбираем сами.
Однако человеческое познание необходимого, взятое само по себе, вне связи с истиной, обретаемой в познании, оказывается слишком абстрактным и потому недостаточным. Человек, “полагающий жизнь за друга своя”, действует вопреки природной необходимости. Предатель, спасающий свою жизнь, действует в согласии с природной необходимостью, о которой он знает. и тот, и другой — поступили по собственной воле, т. е. свободно. Только в первом случае это была свобода для добра, о которой говорится “свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень” (Ис. 58:10). Тогда как во втором свобода оказалась свободой зла и рабством греха, оправданием которой чаще всего бывает сила так называемых объективных обстоятельств. Сколько преступлений было оправдано соображениями познанной необходимости} В этом случае можно сказать, что сила обстоятельств господствовала над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволил им это делать.
Действительная свобода состоит не в познании одной только необходимости, а в познании необходимости в ее Истине, и именно через это познание она обретается (“и познаете истину, и истина сделает вас свободными” Иоан. 8: 32).
Таким образом, свобода обретается через познание Истины бытия (определенного содержания, предмета, действительности). Эта истина бытия может выражаться в признании необходимости определенного порядка вещей и законов, но не сводится только к ним. Познание такой Истины и действие в соответствии с ней есть путь к свободе.
- Пояснительная записка.
- Структура "Курса лекций" позволяет:
- Знание предмета, задач, разделов, функций философии;
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 1. 2. Должно стать:
- Раздел 1. 3. Средневековая философия.
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 1.4. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Самостоятельная работа студентов.* Феноменология э. Гуссерля. Прагматизм: основные идеи и представители.* Структурализм: основные идеи и представители.* Итогом изучения раздела 1. 5. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Раздел 1. 6. Основные вехи русской философии.
- Итогом изучения раздела 1. 6. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 2.1. Должно стать:
- Раздел 2. 2. Философия человека
- Итогом изучения раздела 2.2. Должно стать:
- Итогом изучения раздела 2.3. Должно стать:
- Требования к умениям.
- Основные понятия и категории по теме:
- Оборудование.
- 1. Понятие и специфика философского знания.
- В чём же специфика философского знания?
- Однако зададимся вопросом: "Является ли постоянство, статуарность идей показателем научности?" (приводятся примеры из истории науки).
- 2. Предмет, задача, функции философии.
- Функции философии.
- Сравните с разделом "Функции философии" в пособии Зеленова л.А. Владимирова а.А. "Основы философии" (законспектировать дома). Есть ли принципиальное отличие этих вариантов?
- 3. Разделы философского знания.
- Основные разделы философии:
- Философия не даёт однозначных ответов, но учит размышлять о мироздании.
- 4. Философия и мировоззрение.
- Исторические формы мировоззрения:
- 5.*1 Типы философского знания. Основные направления и методы в философии.
- Третий период античной философии.
- Требования к умениям.
- Обязательные понятия и термины.
- Оборудование:
- 1 Вопрос. Особенности античности.
- 2 Вопрос. Периодизация античной философии.
- 3 Вопрос. Первый (натурфилософский, досократический) период античной философии.
- Именно он впервые:
- Философские представления Фалеса.
- Философские представления Анаксимандра отражены в труде ”о природе”:
- Основные идеи Пифагора.
- Основные идеи Гераклита изложены в труде “о природе”.
- 4 Вопрос. Второй период античной философии.
- Особенности философии софистов
- Сократ – один из создателей этики (науки о морали). Этика древних разделена на 3 части:
- Учение о благе.
- Учение о добродетели.
- Философия Платона состоит из 3 частей:
- Космос. Об отношении идеи к вещам
- Политико-правовое учение Платона.
- Философ должен изучать идеи, а не сами вещи.
- Каковы же эти сословия?
- Этические взгляды Платона. Человек.
- Каковы этические взгляды Платона?
- Итак, что же мы видим?
- Подытожим.
- Аристотель.
- Подытожим:
- Он является основателем физики, формальной логики.
- Он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии.
- 5 Вопрос. Третий период античной философии.
- Скептицизм.
- Философские идеи Пиррона.
- Стоицизм.
- Стоицизм делится на 3 периода:
- Логика стоиков.
- Физика стоиков
- Онтология стоиков.
- Антропология стоиков.
- Этика стоиков.
- Стоицизм в Древнем Риме.*
- Эпикуреизм.
- Неоплатонизм.
- Выводы.
- Раздел 3/4. Средневековая философия и философия Возрождения. Лекция 3/1. "Философия Средневековья и философия Возрождения". План.
- Оборудование.
- Основная.
- Дополнительная.
- Обязательные понятия и термины.
- Требования к умениям.
- Особенности средневековой философии.
- Патристика и схоластика – основные направления средневековой философии.
- Патристика.
- В патристике выделяют свои подэтапы:
- Важнейшие темы (проблемы) патристики:
- Христос – посредник между Богом и человеком.
- Проблема соотношения знания и веры.
- Апологетика
- Юстин-мученик: христианство как полная истина
- Важнейшие темы (проблемы) схоластики:
- Соотношение веры и разума.
- Каков же идеал христианства, господствующий в эпоху Средневековья?
- Смирение и аскеза;
- Вера в Откровение Божье.
- Высокая схоластика
- Доминиканцы и францисканцы
- 3. Августин Аврелий как представитель патристики.
- Литературное наследие Августина разнообразно и огромно:
- Основные идеи Августина Аврелия. Онтология Августина.
- Гносеология Августина.
- Августин выделяет такие аспекты проблемы соотношения
- Природа зла; соотношение судьбы и свободной воли человека.
- Исследуя природу зла, Августин выделяет три его уровня:
- Философия истории Августина.
- Фома Аквинский как представитель схоластики.
- Фома Аквинский использовал аристотелевскую логику в разработке доказательств бытия Бога.
- Этика томизма.
- Как решается эта проблема у Фомы Аквинского?
- Значение трудов Фомы Аквинского
- Лекция 3/2 "Философия Возрождения". План.
- Оборудование.
- Дополнительная.
- Обязательные понятия и термины.
- Требования к знаниям.
- Требования к умениям.
- Характеристика и периодизация философии Возрождения.
- Родиной Возрождения является Италия.
- Хронологические рамки философии Возрождения охватывают три периода:
- 2. Основные черты и идеи философии Возрождения. Философии Возрождения свойственны определённые черты:
- 3. Виднейшие представители философии Возрождения и их учения.
- Сонет 169.
- Сонет 218.
- Трагизмом неисполнимости пропитаны эти строки о рано умершей возлюбленной, но почему они оставляют возвышенно-светлое ощущение?
- Каковы его основные идеи?
- Идеи Джордано Бруно
- Каковы основные идеи философа?
- К каким выводам приходит Эразм?
- Основные положения "Воспитания христианского князя".
- Основные идеи "Утопии".
- Труд – обязанность всех членов общества.
- Выводы.
- Каковы же основные положения этики и. Канта?
- Резюмируем.
- Иоганн Готлиб Фихте.
- Я полагает само себя
- Я противополагает себя не-я
- Я полагает себя и свою противоположность
- "Сила природы" (Шеллинг.)
- 3. Объективный идеализм г. Гегеля.
- Г. Гегель сформулировал 3 закона диалектики:
- Каковы основные положения философской системы г. Гегеля? Философская система г. Гегеля.
- Абсолютный дух отчуждает себя в виде:
- Мировой дух через человека:
- Русское Просвещение - период подражания западной философии*.
- Философия 20 века*.
- Характерными чертами русской философии являются:
- Период становления русской философии.
- Основные положения ереси жидовствующих.
- Резюмируем.
- 3.* Русское Просвещение - период подражания западной философии (вопрос изучается самостоятельно*; Смотри материалы Практикума).
- Основные школы русской философии.
- Что же содержала в себе нашумевшая статья, напечатанная в "Телескопе"? Критика русской истории
- "Религиозная отделенноетъ" от Европы
- Предназначение России
- Западники и славянофилы. Славянофилы.
- Западники.
- Раздел 7. Философское учение о бытии.
- Требования к знаниям.
- Требования к умениям.
- Вопрос 1. Проблема субстанции в философии.
- 2. Есть ли в являющемся нам многообразии вещей что-то единое, общее по содержанию, составляющее первооснову всего сущего? Понятие субстанции
- Разновидности монизма
- 2. Материя: понятие, свойства, виды.
- 3. Пространство и время – формы существования материи
- Пространство и время в истории философии
- Теория относительности
- Многомерность пространства.
- Социальное пространство
- Социальное время
- 4. Движение как способ существования материи.
- Соотношение движения и покоя
- Типы движения
- Развитие
- Формы движения
- Философское учение о связи
- Философское учение о развитии
- Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры).
- Закон противоречия
- 1 Ступень: возникновение противоречия;
- 2 Ступень: взаимодействие между противоположными сторонами противоречия, развитие противоположностей до конца;
- 3 Ступень: разрешение противоречия.
- Закон отрицания
- 1. Упразднение (уничтожение) старой формы.
- 1) Деструкция;
- 2) Трансформация;
- 3) Снятие (которое иногда называют диалектическим отрицанием).
- Категории диалектики. Отдельное, единичное, особенное и всеобщее
- Содержание и форма
- Часть и целое
- Сущность и явление. Закон
- Причина и следствие. Закон причинности
- Необходимость и случайность
- Свобода и необходимость
- Возможность и действительность. Виды возможностей
- Человек – продукт антропосоциогенеза. Многомерность человека.*
- Человеческое в человеке. Категории человеческого бытия.*
- Основная.
- Обязательные термины и понятия.
- Требования к знаниям.
- Требование к умениям.
- 1. Понятие и основные проблемы философской антропологии.
- Каковы важнейшие проблемы философской антропологии?
- 2. Проблема сущности и природы человека
- В целом для восточного мышления характерен поиск всеобщего начала в человеке.
- 3. Человек – индивид – личность.
- Проблема свободы как категории человеческого бытия.
- Проблема свободного выбора.
- Раздел 9. Философия общества.
- Понятие и основные проблемы социальной философии.
- Общество как динамическая система.
- Требования к знаниям.
- Требование к умениям.
- Понятие и основные проблемы социальной философии.
- Общество как динамическая система.
- Материальное производство имеет огромное значение:
- Основные элементы социальной подсистемы:
- Под равенством понимают:
- Типы семей:
- Каковы же функции семьи?
- Каковы же функции государства и как они связаны с гражданским обществом? Функции государства:
- Духовная подсистема общества.
- В зависимости от носителя общественного сознания можно выделить такие его виды:
- Элементами общественного сознания являются:
- Культура и цивилизация (вариант лекции).
- 2. Цивилизация как объект философии.
- Отличие Запада от Востока.