logo
Kurs_lektsy_po_distsipline_v_pechat_97

Каковы основные идеи философа?

  1. По Макиавелли, зло также присуще человеческой природе, как и добро. Человек у него неисправимый эгоист, трус, лицемер и скряга. Люди скорее простят вам смерть своего отца, нежели потерю имущества. Человек свободен в своих поступках. Его судьба не фатум (рок, неизбежность), а фортуна, которая только наполовину распоряжается нашими поступками. Другая половина предоставляется самому человеку, который не должен быть пассивным прожигателем жизни.

  2. Будучи сам человеком деятельным, Макиавелли приходит к выводу, что главное в человеке – это его воля. Воля - основа человеческой активности, человек - это действующее существо. Воля, направляемая интеллектом на большие цели, рассматривается Макиавелли как доблесть (вирту), которая присуща далеко не всем. Макиавелли призывает брать пример с таких личностей.

  3. Как мы видим, Макиавелли считал, что все люди эгоистичны, но степень их эгоизма различна.

Большинству недоступны великие цели. Только в рамках сильного государства эти люди смогут существовать, не истребляя друг друга, ограничивая свой эгоизм. Основа государственности - сила, а потому во главе государства должен стоять доблестный человек. Он не должен требовать любви, но должен внушать трепет, страх, не вызывая ярости у подданных. Мудрый правитель не чужд добру, но при необходимости не должен чураться зла. Государь хитёр как лис, силён как лев. Его частный эгоизм вырос до масштабов всенародного интереса. Государь - воплощение государственного блага, он имеет право на зло при достижении великих целей, национальных интересов. Макиавелли не проповедует жестокость, но говорит, что жестокость вынужденная должна исправлять, а не разрушать.

  1. Философ рассуждает о формах правления. Оптимально то государство – это такое государство, где смешаны 3 начала - монархическое, аристократическое, демократическое. Но всё же Макиавелли предпочитал монархию.

  2. Христианство с его пассивностью мешает эффективным социальным преобразованиям. Церковники продажны, они должны уйти с общественной арены. Требуется обновление религии языческими культами, введение ритуальных жертвоприношений.

Поверхностное прочтение Макиавелли приводит к мысли, что перед нами аморалист, человек без Бога в душе. Но он реалист, наблюдавший особенности политической борьбы своего времени и описавший нам это время во всём его драматизме. В его сочинениях нет абстрактных идей о добре и Боге. В них зафиксированы представления философа о целесообразности и пользе: "Я предпочёл следовать правде не воображаемой, а действительной…Расстояние между тем, как люди живут и как должны жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует, скорее, во вред себе, нежели во благо, т.к. желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру".11

Ярчайшей фигурой северного Возрождения является Дезидерий Эразм Роттердамский (1469 – 1536). Отдавая должное таланту и влиянию Эразма, современники называли его оракулом Европы. Он учёный-гуманист, богослов, писатель, представитель социально-политического направления философии Возрождения. С детства воспитывался опекунами, постригся в монахи, затем сожалел об этом всю жизнь. Много путешествовал, был в Англии, Франции. Тогдашние споры называл "пустыми словопрениями". Эразм проделывает огромную работу по изданию произведений греко-латинской классики и отцов христианской церкви. Он издаёт исправленный греческий текст "Нового Завета" вместе с переводом на латинский язык и комментариями. Этот труд положил начало филологической и исторической критике текста Священного Писания, является идейной подготовкой Реформации. Он критикует католическую церковь, формулирует концепцию гуманистического богословия ("философию Христа"), ориентированную не на внешнюю благость, а на строгую нравственность и внутреннее благочестие. Самой знаменитой книгой Эразма становится "Похвала Глупости" (1511 год, русский перевод в 1960). Здесь он доказывает, что жизнь человека подчинена прихотям глупости, едко критикует церковь и призывает вернуться к идеалам раннего христианства. Интересна его "Философия Христа", основные направления которой таковы:

  1. Критика и высмеивание средневековой схоластики.

  2. Восхваление раннего христианства.

  3. Призывы к моральному поведению.

  4. Обоснование в качестве идеала государства сильной, но гуманной монархии.

  5. Попытки объяснить окружающий мир и найти оптимальный путь поведения человека.

  6. Характеристика основных присущих человеку качеств: положительных качеств (свобода, миролюбие, воздержанность, простота, образованность, здравый смысл) и дурных качеств (фанатизм, невежество, насилие, лицемерие, чрезмерная интеллектуальная усложнённость, за что он критиковал схоластов).