Иоганн Готлиб Фихте.
Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) родился в саксонской деревне, в бедной семье был старшим из восьмерых детей. Семья не способна была даже платить за его обучение, но вмешался счастливый случай: И. Фихте обладал поразительной памятью, и однажды некий барон фон Мильтиц (имя которого история сохранила именно потому, что он помог Фихте) опоздал на воскресную проповедь в сельскую церковь. Крестьяне сказали ему, что если позвать "гусятника Фихте" (маленький Фихте пас в деревне гусей), тот повторит ему всю проповедь наизусть. Так и оказалось. Пораженный фон Мильтиц предложил родителям десятилетнего мальчика оплату его образования. Благодаря этому Фихте удалось окончить частную школу и поступить на богословский факультет Йенского, а потом Лейпцигского университета. После окончания университета он стал работать домашним учителем в богатых семьях Саксонии. Благодаря своей учительской деятельности он и узнал о философской системе И. Канта, — один из учеников задал ему вопрос о взглядах великого кенигсбержца. И. Фихте, взяв в руки книгу И. Канта, не смог от нее оторваться: кантовские идеи оказали на него огромное воздействие, он стал считать себя кантианцем. Сам И. Фихте писал о влиянии И. Канта на свои взгляды так: "Я растворился в философии И. Канта... Прочитав "Критику практического разума", я увидел себя живущим в новом мире: она превращает в руины то, что казалось неопровержимым. Доказывает то, что казалось недоказуемым". В 1791 г. И. Фихте поехал в Кенигсберг, чтобы познакомиться с человеком, перевернувшим его внутренний мир.
Этот визит обманул ожидания И. Фихте: И. Кант не обратил внимания на неизвестного учителя, а сам И. Фихте был разочарован лекцией уже пожилого И. Канта (в начале своей преподавательской карьеры И. Кант читал лекции блестяще). Однако И. Фихте остался еще на некоторое время в Кенигсберге и написал там работу в духе кантианства. На И. Канта рукопись молодого И. Фихте произвела положительное впечатление, он помог ее опубликовать. В 1792 г., когда читающая публика ожидала увидеть новый труд великого Канта, был опубликован анонимный труд, написанный И. Фихте. Когда недоразумение выяснилось, И. Фихте в одночасье стал знаменит.
После этого Фихте стал профессором Йенского университета. Его друзьями были Шиллер и Гете. Он читал лекции по теории права, этике и по новой, основанной им самим дисциплине, — "наукоучению". В философии Фихте содержались элементы пантеизма, но его противники приписывали ему атеизм. Эмоциональный И. Фихте защищался с присущей ему горячностью, спор довольно быстро перешел на личности, отношения с коллегами были испорчены, а И. Фихте покинул университет.
К этому моменту он был уже известным философом, поэтому получил приглашения на работу из различных университетов — в том числе, из Российской империи, на кафедру философии создававшегося тогда Харьковского университета. И. Фихте в конце концов остановился на Берлинском университете. Когда он жил в Берлине во время наполеоновской оккупации, он обратился к соотечественникам со своими знаменитыми "Речами к немецкой нации", в которых призывал к борьбе против иноземного ига. В этих "Речах" И. Фихте высказывал и националистические идеи, в том числе относительно того, что немцы — избранный народ, который должен стать во главе всех европейских народов и спасти их от внутреннего разложения и упадка. Эти идеи впоследствии пытались использовать нацисты в своей пропаганде. Во время войны с Наполеоном И. Фихте записался в ополчение, его жена ухаживала за ранеными в госпитале. Она заболела тифом и заразила мужа, что и стало причиной смерти И. Фихте.
Влияние И. Канта было велико, но И. Фихте никогда не считал идеи своего учителя истиной в последней инстанции. Со свойственным ему критицизмом свою философию И. Фихте построил так, чтобы исправить то, что он воспринимал как непоследовательность кантовской философии. Прежде всего, это касалось кантовского учения о "вещи в себе". И. Кант признавал "вещи в себе", то есть объективный, независимый от человека мир являлся для него безусловно существующим (хотя мы и не можем его познать). И. Фихте счел эту предпосылку кантовской философии недоказуемой и попытался вывести все разнообразие форм познания только из сознания.
У И. Канта опыт есть продукт двух начал: с одной стороны, "вещи в себе", действуя на наши органы чувств, вызывают ощущения, а с другой — априорные формы вносят порядок и закономерность в хаотический материал чувственных впечатлений. И. Фихте же едко высмеивал такое толкование кантовского учения (он был уверен, что и И. Кант вовсе не имел в виду такой двойственности, но тут он ошибался).
"Если послушаешь, — писал он, — некоторых кантианцев о понятиях a priori, то можно подумать, что априорные формы стоят в человеческой голове, как развернутые складки, и ждут, пока чувственный опыт не наполнит их своим содержанием". Что-нибудь одно, говорил И. Фихте, — или "вещь в себе" как внешний предмет, или сознание является источником и условием познания и опыта. В первом случае мы приходим к материализму, во втором — к субъективному идеализму. Всякая третья комбинация, считал И. Фихте, непоследовательна и ведет к противоречиям. Говорят, И. Кант, ознакомившись с этими рассуждениями И. Фихте, сказал: "Спаси нас, Боже, от наших друзей, а уж с врагами-то мы и сами справимся".
Свою систему И. Фихте называл "наукоучением", то есть в ней (так же, как и многие другие мыслители Нового времени, в том числе,И. Кант) он попытался построить новый образ науки. Основание науки И. Фихте выводил из трех основных принципов:
1. Я полагает само себя (Я = Я).
2.. Я противополагает себя не-Я (Я * не-Я).
3. Я полагает себя и свою противоположность (Я -> Я и не-Я). На первый взгляд, не очень понятно, что хотел Фихте сказать этими тремя положениями. Попробуем в этом разобраться.
- Пояснительная записка.
- Структура "Курса лекций" позволяет:
- Знание предмета, задач, разделов, функций философии;
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 1. 2. Должно стать:
- Раздел 1. 3. Средневековая философия.
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 1.4. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Самостоятельная работа студентов.* Феноменология э. Гуссерля. Прагматизм: основные идеи и представители.* Структурализм: основные идеи и представители.* Итогом изучения раздела 1. 5. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Раздел 1. 6. Основные вехи русской философии.
- Итогом изучения раздела 1. 6. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 2.1. Должно стать:
- Раздел 2. 2. Философия человека
- Итогом изучения раздела 2.2. Должно стать:
- Итогом изучения раздела 2.3. Должно стать:
- Требования к умениям.
- Основные понятия и категории по теме:
- Оборудование.
- 1. Понятие и специфика философского знания.
- В чём же специфика философского знания?
- Однако зададимся вопросом: "Является ли постоянство, статуарность идей показателем научности?" (приводятся примеры из истории науки).
- 2. Предмет, задача, функции философии.
- Функции философии.
- Сравните с разделом "Функции философии" в пособии Зеленова л.А. Владимирова а.А. "Основы философии" (законспектировать дома). Есть ли принципиальное отличие этих вариантов?
- 3. Разделы философского знания.
- Основные разделы философии:
- Философия не даёт однозначных ответов, но учит размышлять о мироздании.
- 4. Философия и мировоззрение.
- Исторические формы мировоззрения:
- 5.*1 Типы философского знания. Основные направления и методы в философии.
- Третий период античной философии.
- Требования к умениям.
- Обязательные понятия и термины.
- Оборудование:
- 1 Вопрос. Особенности античности.
- 2 Вопрос. Периодизация античной философии.
- 3 Вопрос. Первый (натурфилософский, досократический) период античной философии.
- Именно он впервые:
- Философские представления Фалеса.
- Философские представления Анаксимандра отражены в труде ”о природе”:
- Основные идеи Пифагора.
- Основные идеи Гераклита изложены в труде “о природе”.
- 4 Вопрос. Второй период античной философии.
- Особенности философии софистов
- Сократ – один из создателей этики (науки о морали). Этика древних разделена на 3 части:
- Учение о благе.
- Учение о добродетели.
- Философия Платона состоит из 3 частей:
- Космос. Об отношении идеи к вещам
- Политико-правовое учение Платона.
- Философ должен изучать идеи, а не сами вещи.
- Каковы же эти сословия?
- Этические взгляды Платона. Человек.
- Каковы этические взгляды Платона?
- Итак, что же мы видим?
- Подытожим.
- Аристотель.
- Подытожим:
- Он является основателем физики, формальной логики.
- Он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии.
- 5 Вопрос. Третий период античной философии.
- Скептицизм.
- Философские идеи Пиррона.
- Стоицизм.
- Стоицизм делится на 3 периода:
- Логика стоиков.
- Физика стоиков
- Онтология стоиков.
- Антропология стоиков.
- Этика стоиков.
- Стоицизм в Древнем Риме.*
- Эпикуреизм.
- Неоплатонизм.
- Выводы.
- Раздел 3/4. Средневековая философия и философия Возрождения. Лекция 3/1. "Философия Средневековья и философия Возрождения". План.
- Оборудование.
- Основная.
- Дополнительная.
- Обязательные понятия и термины.
- Требования к умениям.
- Особенности средневековой философии.
- Патристика и схоластика – основные направления средневековой философии.
- Патристика.
- В патристике выделяют свои подэтапы:
- Важнейшие темы (проблемы) патристики:
- Христос – посредник между Богом и человеком.
- Проблема соотношения знания и веры.
- Апологетика
- Юстин-мученик: христианство как полная истина
- Важнейшие темы (проблемы) схоластики:
- Соотношение веры и разума.
- Каков же идеал христианства, господствующий в эпоху Средневековья?
- Смирение и аскеза;
- Вера в Откровение Божье.
- Высокая схоластика
- Доминиканцы и францисканцы
- 3. Августин Аврелий как представитель патристики.
- Литературное наследие Августина разнообразно и огромно:
- Основные идеи Августина Аврелия. Онтология Августина.
- Гносеология Августина.
- Августин выделяет такие аспекты проблемы соотношения
- Природа зла; соотношение судьбы и свободной воли человека.
- Исследуя природу зла, Августин выделяет три его уровня:
- Философия истории Августина.
- Фома Аквинский как представитель схоластики.
- Фома Аквинский использовал аристотелевскую логику в разработке доказательств бытия Бога.
- Этика томизма.
- Как решается эта проблема у Фомы Аквинского?
- Значение трудов Фомы Аквинского
- Лекция 3/2 "Философия Возрождения". План.
- Оборудование.
- Дополнительная.
- Обязательные понятия и термины.
- Требования к знаниям.
- Требования к умениям.
- Характеристика и периодизация философии Возрождения.
- Родиной Возрождения является Италия.
- Хронологические рамки философии Возрождения охватывают три периода:
- 2. Основные черты и идеи философии Возрождения. Философии Возрождения свойственны определённые черты:
- 3. Виднейшие представители философии Возрождения и их учения.
- Сонет 169.
- Сонет 218.
- Трагизмом неисполнимости пропитаны эти строки о рано умершей возлюбленной, но почему они оставляют возвышенно-светлое ощущение?
- Каковы его основные идеи?
- Идеи Джордано Бруно
- Каковы основные идеи философа?
- К каким выводам приходит Эразм?
- Основные положения "Воспитания христианского князя".
- Основные идеи "Утопии".
- Труд – обязанность всех членов общества.
- Выводы.
- Каковы же основные положения этики и. Канта?
- Резюмируем.
- Иоганн Готлиб Фихте.
- Я полагает само себя
- Я противополагает себя не-я
- Я полагает себя и свою противоположность
- "Сила природы" (Шеллинг.)
- 3. Объективный идеализм г. Гегеля.
- Г. Гегель сформулировал 3 закона диалектики:
- Каковы основные положения философской системы г. Гегеля? Философская система г. Гегеля.
- Абсолютный дух отчуждает себя в виде:
- Мировой дух через человека:
- Русское Просвещение - период подражания западной философии*.
- Философия 20 века*.
- Характерными чертами русской философии являются:
- Период становления русской философии.
- Основные положения ереси жидовствующих.
- Резюмируем.
- 3.* Русское Просвещение - период подражания западной философии (вопрос изучается самостоятельно*; Смотри материалы Практикума).
- Основные школы русской философии.
- Что же содержала в себе нашумевшая статья, напечатанная в "Телескопе"? Критика русской истории
- "Религиозная отделенноетъ" от Европы
- Предназначение России
- Западники и славянофилы. Славянофилы.
- Западники.
- Раздел 7. Философское учение о бытии.
- Требования к знаниям.
- Требования к умениям.
- Вопрос 1. Проблема субстанции в философии.
- 2. Есть ли в являющемся нам многообразии вещей что-то единое, общее по содержанию, составляющее первооснову всего сущего? Понятие субстанции
- Разновидности монизма
- 2. Материя: понятие, свойства, виды.
- 3. Пространство и время – формы существования материи
- Пространство и время в истории философии
- Теория относительности
- Многомерность пространства.
- Социальное пространство
- Социальное время
- 4. Движение как способ существования материи.
- Соотношение движения и покоя
- Типы движения
- Развитие
- Формы движения
- Философское учение о связи
- Философское учение о развитии
- Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры).
- Закон противоречия
- 1 Ступень: возникновение противоречия;
- 2 Ступень: взаимодействие между противоположными сторонами противоречия, развитие противоположностей до конца;
- 3 Ступень: разрешение противоречия.
- Закон отрицания
- 1. Упразднение (уничтожение) старой формы.
- 1) Деструкция;
- 2) Трансформация;
- 3) Снятие (которое иногда называют диалектическим отрицанием).
- Категории диалектики. Отдельное, единичное, особенное и всеобщее
- Содержание и форма
- Часть и целое
- Сущность и явление. Закон
- Причина и следствие. Закон причинности
- Необходимость и случайность
- Свобода и необходимость
- Возможность и действительность. Виды возможностей
- Человек – продукт антропосоциогенеза. Многомерность человека.*
- Человеческое в человеке. Категории человеческого бытия.*
- Основная.
- Обязательные термины и понятия.
- Требования к знаниям.
- Требование к умениям.
- 1. Понятие и основные проблемы философской антропологии.
- Каковы важнейшие проблемы философской антропологии?
- 2. Проблема сущности и природы человека
- В целом для восточного мышления характерен поиск всеобщего начала в человеке.
- 3. Человек – индивид – личность.
- Проблема свободы как категории человеческого бытия.
- Проблема свободного выбора.
- Раздел 9. Философия общества.
- Понятие и основные проблемы социальной философии.
- Общество как динамическая система.
- Требования к знаниям.
- Требование к умениям.
- Понятие и основные проблемы социальной философии.
- Общество как динамическая система.
- Материальное производство имеет огромное значение:
- Основные элементы социальной подсистемы:
- Под равенством понимают:
- Типы семей:
- Каковы же функции семьи?
- Каковы же функции государства и как они связаны с гражданским обществом? Функции государства:
- Духовная подсистема общества.
- В зависимости от носителя общественного сознания можно выделить такие его виды:
- Элементами общественного сознания являются:
- Культура и цивилизация (вариант лекции).
- 2. Цивилизация как объект философии.
- Отличие Запада от Востока.