logo search
Kurs_lektsy_po_distsipline_v_pechat_97

Абсолютный дух отчуждает себя в виде:

- идеи (её изучает логика); - природы (её изучает натурфилософия); - человека (эту форму изучает философия духа); а затем через мышление и деятельность человека , закономерный ход истории возвращается к самому себе, т. е. происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой дух – отчуждение – окружающий мир и человек – мышление и деятельность человека – реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека – возвращение Абсолютного духа к самому себе.

Высшая точка развития Мирового духа – это Абсолют, проявляющийся в искусстве, религии, философии.

Как же Гегель разворачивает свою онтологическу картину?

Первый ее раздел образует "Логика", в которой прослежен весь путь развития абсолютной идеи, начиная с самых простейших ее логических форм ("бытие вообще" и "ничто") и кончая абсолютной идеей. Более сотни категорий, вытекая одна из другой, сплетаясь в законы, разворачиваясь в систему, создают удивительный логический каркас мира, его динамическую модель. Это, по Гегелю, как бы мысли Бога до возникновения мира.

В самой "Логике" мы также имеем три части ("Бытие", "Сущность", "Понятие"), которые в свою очередь также распадаются на три части.

Основанием его онтологии является принцип триадичности (тезис, антитезис, синтез). Главная идея онтологии – отождествление бытия и мышления, из которой он выводит особое философское понятие – абсолютной идеи.

Второй раздел гегелевской, системы — "Натурфилософия". Здесь Гегель представил уже известный нам по "Логике" ряд категорий в формах природных процессов и образований. Последние выступают в качестве материализации, "овнешнения" чисто логического содержания. Все сущностное содержание абсолютной идеи развернулось в пространстве под чуждой ему оболочкой телесного и материального. Материальный мир — это как бы окаменевший дух. И Гегель своей философией природы показывает, как дух "просыпается" в природе, сбрасывает с себя мертвое оцепенение: свет, звук, химические реакции, биологические свойства — это все пути возрождения духа, его все более совершенные попытки вырваться из природы и вернуться к самому себе. И этот возврат происходит в человеке.

Итак, Гегель показывает как происходит "овнешнение" абсолютной идеи – через процесс отчуждения. Это второе ключевое понятие гегелевской онтологии.

Отчуждение включает в себя:

- творение материи из воздуха, её диалектическое шествие от примитивных форм неживой материи до человека;

- сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) – через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя; - искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.

Философия Гегеля диалектична, абсолютная идея находится в постоянном развитии.

Почему же происходит развитие?

Гегель находит источник движения – внутренние противоречия, их единство и борьба (смотри законы диалектики).

Следующий раздел: философия духа. Дух выступает в трех формах: субъективный дух (индивидуальное развитие человека), объективный дух (дух народа) и абсолютный дух (искусство, религия и философия — высшая ступень развития мирового духа).

Человек в онтологии Гегеля играет особую роль. Он – одна из форм "овнешнения" абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность.