Мировой дух через человека:
проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
целенаправленно и закономерно движется – действия, поступки человека, ход истории;
познаёт себя через познавательную деятельность человека;
творит – в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
Философия субъективного духа распадается на:
- антропологию, где предметом анализа является человеческая душа;
- феноменологию, анализирующую историю сознания в его продвижении от самосознания к разуму;
- психологию, рассматривающую душевные способности человека.
Особый интерес богатством мыслей представляет вторая часть философии духа — объективный дух. Эта часть гегелевской системы получила свое развернутое изложение в его знаменитой работе "Философия права" (1821).
Философия объективного духа изучает такую форму социального бытия человека, как государство. Государство -
Завершающая форма объективного духа. К государству поверхностная философская мысль относится суетно, не отдавая отчет в том, что оно — плод тысячелетнего труда и истории. "Все дело в том, чтобы в видимости временного и преходящего познать субстанцию, которая имманентна, и вечное, которое присутствует в настоящем".
Свою собственную задачу Гегель определяет как постижение и изображение государства как разумного в себе. Дело философа состоит не в том, чтобы конструировать государство таким, каким оно должно быть, но лишь показать, как государство, этот нравственный универсум, должно быть познано. Ведь задача философии постижение того, что есть, ибо то, что есть, есть разум. "Познать разум как розу на кресте современности и возрадоваться ей — это разумное понимание есть примирение с действительностью, которое философия дает тем, кто услышал внутренний голос, требовавший постижения в понятиях и сохранения субъективной свободы не в особенном и случайном, а в том, что есть в себе и для себя".
Это гегелевское кредо в понимании отношения философии и действительности прекрасно гармонирует с его высочайшей оценкой государства, "как действительности нравственной идеи", "реализации свободы" и т.п. Государство, по гегелевскому определению, как действительность субстанциальной воли, которой оно обладает в возведенном в свою всеобщность особенном самосознании, есть в себе и для себя разумное. Это субстанциальное единство есть абсолютная неподвижная самоцель, в которой свобода достигает своего высшего права, и эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами государства. Государство в отношении индивида обладает первичной реальностью. Оно есть объективный дух, и потому сам индивид обладает объективностью, истиной и нравственностью лишь постольку, поскольку он член государства. Тем самым Гегель возвышает откровенно этатистскую позицию как единственно верную. Отклоняя все концепции государства, которые исходят из отдельных индивидов как от своей отправной точки (теория договора и пр.), Гегель делает заключение относительно таких концепций, что их рассудочные выводы неминуемо уничтожают "в себе и для себя сущее божественное, его абсолютный авторитет и величие". В свободе, по гегелевскому убеждению, надо исходить не из единичности и самосознания единичности. Главное — сущность самого самосознания, и она "независимо от того, знает ли об этом человек или нет, реализуется в качестве самостоятельной силы, в которой отдельные индивиды не более, чем" моменты: "…государство — это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю".
-
Исходное понятие здесь – свобода, тождественная с практическим разумом.
-
Мораль, по Гегелю, есть субъективное осознание права.
-
Ячейкой общества он называет семью, целью которой является рождение ребёнка, со временем создающим свою собственную семью.
-
Множественность семей создают "гражданское общество" как сферу частных интересов. Чтобы их упорядочить возникают различные корпорации и полиция. Гражданское общество не является у Гегеля высшей формой социальной жизни.
-
Высшей формой социальной жизни он называет государство, наилучшим вариантом является монархия. Он полагал, что всякое государство имеет собственные интересы, которые выше интересов отдельных граждан.
-
В случае необходимости оно может вступить в войну с другими государствами. По Гегелю, война – естественное явления человеческой истории. Историю же он понимает как проявление "мирового духа", как прогрессивное стремление к свободе. На этом пути человечество прошло 3 стадии:
-
В восточных деспотиях свободен был один человек – монарх.
-
В греко-римском обществе – некоторые (граждане полисов).
-
В германском мире, приходящем с воцарением христианства, свободны все.
История развивается помимо деятельности людей. Они могут иметь частные интересы в политике, но "хитрость мирового разума" направляет движение в нужную сторону.
В каждый период истории мировой дух выбирает для реализации своих целей какой-то определённый народ, а в этом народе – конкретных людей, воплощающих смысл истории.
Философия Абсолютного духа - третья составная часть философии духа. Абсолютный дух есть единство субъективного и объективного духов
Гегель называл 3 формы Абсолютного духа:
- искусство;
- религия;
- философия.
-
Искусство выражает абсолют в чувственных образах. Высшей формой искусства он считал классику (в частности – античное искусство).
-
Религия – в представлениях. Самой адекватной формой религии он считал христианство.
-
Философия в спекулятивных понятиях. Именно философию Гегель считает наиболее адекватным способом постижения Абсолюта. Вся истории философии есть раскрытие содержания Абсолюта.
Таким образом, его философская система носит характер абсолютного идеализма.
Интересно, что Гегель считал: нет абсолютно ложных философских систем.
Резюмируем сказанное:
-
Гегель продолжил традиции классической философии.
-
Используя богатейшие знания по различным отраслям науки и философии, он создаёт уникальную философскую систему.
-
Онтологической основой абсолютного идеализма Гегеля является Мировой дух, который в процессе своего развития и самопознания объективируется в различных проявлениях природы и духа. Диалектической основой его развития является внутренняя противоречивость Мирового духа.
-
Гегель полагает в основу своей системы принцип триадичности, который неизменно повторяется во всех проявлениях Мирового духа, будь то природа, социум, человек.
-
Историю Гегель рассматривает как естественный процесс развития и самопознания Мирового духа, а войну как естественное проявление закона борьбы противоположностей.
-
Смысл человеческой истории он видит в осознании понятия свободы, в её реализации в обществе. Именно Г. Гегелю принадлежит мысль: "Народ заслуживает того правительства, которое у него есть".
Резюмируя, отметим, что философия Г. Гегеля оказала огромное влияние на последующую философскую мысль. До середины 40 годов 19 века она была наиболее авторитетной философской системой в Европе.
Раздел 6. Основные вехи русской философии.
Лекция "Основные вехи русской философии".
План.
- Пояснительная записка.
- Структура "Курса лекций" позволяет:
- Знание предмета, задач, разделов, функций философии;
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 1. 2. Должно стать:
- Раздел 1. 3. Средневековая философия.
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 1.4. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Самостоятельная работа студентов.* Феноменология э. Гуссерля. Прагматизм: основные идеи и представители.* Структурализм: основные идеи и представители.* Итогом изучения раздела 1. 5. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Раздел 1. 6. Основные вехи русской философии.
- Итогом изучения раздела 1. 6. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 2.1. Должно стать:
- Раздел 2. 2. Философия человека
- Итогом изучения раздела 2.2. Должно стать:
- Итогом изучения раздела 2.3. Должно стать:
- Требования к умениям.
- Основные понятия и категории по теме:
- Оборудование.
- 1. Понятие и специфика философского знания.
- В чём же специфика философского знания?
- Однако зададимся вопросом: "Является ли постоянство, статуарность идей показателем научности?" (приводятся примеры из истории науки).
- 2. Предмет, задача, функции философии.
- Функции философии.
- Сравните с разделом "Функции философии" в пособии Зеленова л.А. Владимирова а.А. "Основы философии" (законспектировать дома). Есть ли принципиальное отличие этих вариантов?
- 3. Разделы философского знания.
- Основные разделы философии:
- Философия не даёт однозначных ответов, но учит размышлять о мироздании.
- 4. Философия и мировоззрение.
- Исторические формы мировоззрения:
- 5.*1 Типы философского знания. Основные направления и методы в философии.
- Третий период античной философии.
- Требования к умениям.
- Обязательные понятия и термины.
- Оборудование:
- 1 Вопрос. Особенности античности.
- 2 Вопрос. Периодизация античной философии.
- 3 Вопрос. Первый (натурфилософский, досократический) период античной философии.
- Именно он впервые:
- Философские представления Фалеса.
- Философские представления Анаксимандра отражены в труде ”о природе”:
- Основные идеи Пифагора.
- Основные идеи Гераклита изложены в труде “о природе”.
- 4 Вопрос. Второй период античной философии.
- Особенности философии софистов
- Сократ – один из создателей этики (науки о морали). Этика древних разделена на 3 части:
- Учение о благе.
- Учение о добродетели.
- Философия Платона состоит из 3 частей:
- Космос. Об отношении идеи к вещам
- Политико-правовое учение Платона.
- Философ должен изучать идеи, а не сами вещи.
- Каковы же эти сословия?
- Этические взгляды Платона. Человек.
- Каковы этические взгляды Платона?
- Итак, что же мы видим?
- Подытожим.
- Аристотель.
- Подытожим:
- Он является основателем физики, формальной логики.
- Он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии.
- 5 Вопрос. Третий период античной философии.
- Скептицизм.
- Философские идеи Пиррона.
- Стоицизм.
- Стоицизм делится на 3 периода:
- Логика стоиков.
- Физика стоиков
- Онтология стоиков.
- Антропология стоиков.
- Этика стоиков.
- Стоицизм в Древнем Риме.*
- Эпикуреизм.
- Неоплатонизм.
- Выводы.
- Раздел 3/4. Средневековая философия и философия Возрождения. Лекция 3/1. "Философия Средневековья и философия Возрождения". План.
- Оборудование.
- Основная.
- Дополнительная.
- Обязательные понятия и термины.
- Требования к умениям.
- Особенности средневековой философии.
- Патристика и схоластика – основные направления средневековой философии.
- Патристика.
- В патристике выделяют свои подэтапы:
- Важнейшие темы (проблемы) патристики:
- Христос – посредник между Богом и человеком.
- Проблема соотношения знания и веры.
- Апологетика
- Юстин-мученик: христианство как полная истина
- Важнейшие темы (проблемы) схоластики:
- Соотношение веры и разума.
- Каков же идеал христианства, господствующий в эпоху Средневековья?
- Смирение и аскеза;
- Вера в Откровение Божье.
- Высокая схоластика
- Доминиканцы и францисканцы
- 3. Августин Аврелий как представитель патристики.
- Литературное наследие Августина разнообразно и огромно:
- Основные идеи Августина Аврелия. Онтология Августина.
- Гносеология Августина.
- Августин выделяет такие аспекты проблемы соотношения
- Природа зла; соотношение судьбы и свободной воли человека.
- Исследуя природу зла, Августин выделяет три его уровня:
- Философия истории Августина.
- Фома Аквинский как представитель схоластики.
- Фома Аквинский использовал аристотелевскую логику в разработке доказательств бытия Бога.
- Этика томизма.
- Как решается эта проблема у Фомы Аквинского?
- Значение трудов Фомы Аквинского
- Лекция 3/2 "Философия Возрождения". План.
- Оборудование.
- Дополнительная.
- Обязательные понятия и термины.
- Требования к знаниям.
- Требования к умениям.
- Характеристика и периодизация философии Возрождения.
- Родиной Возрождения является Италия.
- Хронологические рамки философии Возрождения охватывают три периода:
- 2. Основные черты и идеи философии Возрождения. Философии Возрождения свойственны определённые черты:
- 3. Виднейшие представители философии Возрождения и их учения.
- Сонет 169.
- Сонет 218.
- Трагизмом неисполнимости пропитаны эти строки о рано умершей возлюбленной, но почему они оставляют возвышенно-светлое ощущение?
- Каковы его основные идеи?
- Идеи Джордано Бруно
- Каковы основные идеи философа?
- К каким выводам приходит Эразм?
- Основные положения "Воспитания христианского князя".
- Основные идеи "Утопии".
- Труд – обязанность всех членов общества.
- Выводы.
- Каковы же основные положения этики и. Канта?
- Резюмируем.
- Иоганн Готлиб Фихте.
- Я полагает само себя
- Я противополагает себя не-я
- Я полагает себя и свою противоположность
- "Сила природы" (Шеллинг.)
- 3. Объективный идеализм г. Гегеля.
- Г. Гегель сформулировал 3 закона диалектики:
- Каковы основные положения философской системы г. Гегеля? Философская система г. Гегеля.
- Абсолютный дух отчуждает себя в виде:
- Мировой дух через человека:
- Русское Просвещение - период подражания западной философии*.
- Философия 20 века*.
- Характерными чертами русской философии являются:
- Период становления русской философии.
- Основные положения ереси жидовствующих.
- Резюмируем.
- 3.* Русское Просвещение - период подражания западной философии (вопрос изучается самостоятельно*; Смотри материалы Практикума).
- Основные школы русской философии.
- Что же содержала в себе нашумевшая статья, напечатанная в "Телескопе"? Критика русской истории
- "Религиозная отделенноетъ" от Европы
- Предназначение России
- Западники и славянофилы. Славянофилы.
- Западники.
- Раздел 7. Философское учение о бытии.
- Требования к знаниям.
- Требования к умениям.
- Вопрос 1. Проблема субстанции в философии.
- 2. Есть ли в являющемся нам многообразии вещей что-то единое, общее по содержанию, составляющее первооснову всего сущего? Понятие субстанции
- Разновидности монизма
- 2. Материя: понятие, свойства, виды.
- 3. Пространство и время – формы существования материи
- Пространство и время в истории философии
- Теория относительности
- Многомерность пространства.
- Социальное пространство
- Социальное время
- 4. Движение как способ существования материи.
- Соотношение движения и покоя
- Типы движения
- Развитие
- Формы движения
- Философское учение о связи
- Философское учение о развитии
- Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры).
- Закон противоречия
- 1 Ступень: возникновение противоречия;
- 2 Ступень: взаимодействие между противоположными сторонами противоречия, развитие противоположностей до конца;
- 3 Ступень: разрешение противоречия.
- Закон отрицания
- 1. Упразднение (уничтожение) старой формы.
- 1) Деструкция;
- 2) Трансформация;
- 3) Снятие (которое иногда называют диалектическим отрицанием).
- Категории диалектики. Отдельное, единичное, особенное и всеобщее
- Содержание и форма
- Часть и целое
- Сущность и явление. Закон
- Причина и следствие. Закон причинности
- Необходимость и случайность
- Свобода и необходимость
- Возможность и действительность. Виды возможностей
- Человек – продукт антропосоциогенеза. Многомерность человека.*
- Человеческое в человеке. Категории человеческого бытия.*
- Основная.
- Обязательные термины и понятия.
- Требования к знаниям.
- Требование к умениям.
- 1. Понятие и основные проблемы философской антропологии.
- Каковы важнейшие проблемы философской антропологии?
- 2. Проблема сущности и природы человека
- В целом для восточного мышления характерен поиск всеобщего начала в человеке.
- 3. Человек – индивид – личность.
- Проблема свободы как категории человеческого бытия.
- Проблема свободного выбора.
- Раздел 9. Философия общества.
- Понятие и основные проблемы социальной философии.
- Общество как динамическая система.
- Требования к знаниям.
- Требование к умениям.
- Понятие и основные проблемы социальной философии.
- Общество как динамическая система.
- Материальное производство имеет огромное значение:
- Основные элементы социальной подсистемы:
- Под равенством понимают:
- Типы семей:
- Каковы же функции семьи?
- Каковы же функции государства и как они связаны с гражданским обществом? Функции государства:
- Духовная подсистема общества.
- В зависимости от носителя общественного сознания можно выделить такие его виды:
- Элементами общественного сознания являются:
- Культура и цивилизация (вариант лекции).
- 2. Цивилизация как объект философии.
- Отличие Запада от Востока.