Фома Аквинский как представитель схоластики.
Фома Аквинский (1225 – 1274) – философ, теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма, монах-доминиканец. В своих философских произведениях опирался на учение Аристотеля. Учение Фомы можно квалифицировать как объективный идеализм. Признан пятым учителем церкви. Он был необычайно яркой и целеустремлённой личностью. Родился в семье крупного феодала, графа Ландольфа в местечке Аквино близ Неаполя. С раннего детства воспитывался в бенедиктинском монастыре Монте Кассино, затем учился в неаполитанском университете. Он познакомился с монахами-доминиканцами, мысли о монашеской жизни всё больше посещали юношу. Родители протестовали против его неуёмного желания учиться и быть монахом. Тогда Фома бежал из родительского дома, но погоня настигла его. Отец в гневе заточил сына и, надеясь отвлечь юношу от мыслей о монашестве, поместил в его камеру обнажённую красавицу. Фома изгнал девушку, а чуть позже сбежал.
В 1244 году он принимает постриг. За замкнутый нрав и молчаливость его прозвали "немым буйволом", но насмешки не смущали Фому, он продолжал жадно и вдумчиво учиться. Ему постоянно казалось, что он ещё что-то не понял, в чём-то не разобрался. Ему советовали больше отдыхать, но Фома отвечал: "Не могу, потому что всё, что я написал, кажется мне трухой по сравнению с тем, что я увидел и что мне было открыто".
Такие усилия были замечены и вскоре его отправляют в Кёльн к знаменитому Альберту Великому. С 1252 года до 1259 года Фома преподаёт в Парижском университете. В 1259 году папа Урбан IV отзывает его в Рим, где почти 10 лет он преподаёт в доминиканских учебных заведениях. В то время доминиканцы были главным орденом, который боролся с ересью.
Доминиканцы даже называли себя "псами господними". Они стремились поставить во всех учебных заведениях Европы своих ставленников.
В конце 60-х годов он вновь в Париже, где принимает участие в многочисленных теологических спорах.
Здесь Фома пишет свои главные произведения ("Сумма против язычников" и "Сумма теологии", которую он не успел закончить), где изложены основные богословские идеи мыслителя.
С 1272 года по 1274 год он преподаёт в университете Неаполя, а незадолго до смерти его приглашает папа Григорий X для участия в Лионском Соборе, но по дороге в Лион Фома тяжело заболевает и умирает 7 марта 1274 года. После смерти ему присвоили титул "ангельского доктора", а в 1323 году Фома был признан святым.
Жизнь Аквината была тесно связана с доминиканским орденом. Надо отметить, что именно доминиканцы одними из первых среди официальных католических теологов поняли, что само учение католицизма, основанное в то время на идеях Аврелия Августина, требует определенного реформирования. Альберт Великий — учитель Аквината — специально занимался изучением трудов Аристотеля и начал работу по новой систематизации католического вероучения, которую закончил его ученик.
Фома Аквинский дал четкий и ясный для своего времени ответ на вопрос, который волновал христианских теологов на протяжении предыдущего времени — о взаимоотношениях науки и веры.
В трудах Фомы Аквинского была окончательно признана важная и относительно самостоятельная роль науки и, в первую очередь, философии — по мнению Аквината философия имеет свою сферу деятельности, ограниченную рамками познания того, что доступно человеческому разуму. Философия, используя свои, рациональные методы познания, способна изучать свойства окружающего мира.
Более того, догматы веры, доказанные с помощью разумных, философских доводов, становятся более доступными человеку и тем самым укрепляют его в вере. И в этом смысле научно-философское знание является серьезной опорой в обосновании христианского вероучения и опровержении критики веры.
Фома Аквинский считал, что с помощью научно-философских доводов возможно доказать истинность некоторых христианских догматов, например, догмат о бытии Бога. В то же время, другие догматы научно недоказуемы, так как в них показаны сверхъестественные, чудесные качества Бога. И, значит, они являются предметом веры, а не науки.
Так, по его мнению, разум бессилен в обосновании большинства христианских догматов — возникновения мира “из ничего”, первородного греха, воплощения Христа, воскресения из мертвых, неизбежности Страшного Суда и дальнейшего пребывания человеческих душ в блаженстве или же в муках.
Поэтому истинное, высшее знание науке неподвластно, ибо человеческий разум не способен постичь Божественный замысел в полном объеме. Бог — это удел сверхразумного познания, и, следовательно, предмет теологии. Теология — это совокупность человеческих представлений о Боге, частично доказанных с помощью науки, частично основанных на вере. Теология, в понимании Фомы Аквинского, является высшей формой человеческого знания именно потому, что в ее основе лежит вера. Иначе говоря, теология — это тоже знание, только сверхразумное знание.
Между философией и теологией нет противоречия, ибо философия, как "естественная познавательная способность" человека в итоге приводит самого человека к истинам веры. Если же подобного не происходит, то в этом виновата ограниченность самих людей, которые не умеют правильно пользоваться своим разумом. Поэтому, в представлении Фомы Аквинского, изучая вещи и явления природы, истинный ученый прав лишь тогда, когда раскрывает зависимость природы от Бога, когда показывает, как в природе воплощается Божественный замысел.
Точка зрения Аквината на взаимоотношения науки и веры значительно расходилась и с идеями Августина, и с популярными тогда воззрениями Пьера Абеляра.
-
Августин утверждал иррациональность веры, считал, что истины веры совершенно недоступны разуму, и наука только в самой малой степени раскрывает людям содержание догматов.
-
Пьер Абеляр, наоборот, пропагандировал идею о том, что вера абсолютно невозможна без науки и подвергал критическому научному анализу все постулаты христианского вероучения.
Фома Аквинский занимает между ними как бы среднюю позицию, почему его учение и было так быстро принято римско-католической церковью.
Развитие научного знания в XIII столетии достигло уже определенного высокого уровня и потому без учета достижений науки официальное учение католицизма просто не могло существовать.
Философское учение Аристотеля, в котором с помощью научных аргументов в итоге доказывается бытие некой единственной идеальной всемирной сущности (Ума) и стало для Фомы Аквинского главной философской базой в обосновании христианской веры.
В полном соответствии с Аристотелем, он признавал, что вещи представляют собой единство формы и материи, при этом каждая вещь обладает некой сущностью. Сущность каждой вещи и всех вещей вместе взятых появляется благодаря тому, что есть и некая сущность всех сущностей, форма всех форм (или идея всех идей). Если Аристотель называл эту высшую сущность Умом, то с христианской точки зрения — это Бог. И в этом смысле аристотелевская система доказательств прекрасно укладывалась в фундамент христианства, ибо с ее помощью можно было доказать нематериальность, безграничность, бессмертие и всемогущество Бога.
- Пояснительная записка.
- Структура "Курса лекций" позволяет:
- Знание предмета, задач, разделов, функций философии;
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 1. 2. Должно стать:
- Раздел 1. 3. Средневековая философия.
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 1.4. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Самостоятельная работа студентов.* Феноменология э. Гуссерля. Прагматизм: основные идеи и представители.* Структурализм: основные идеи и представители.* Итогом изучения раздела 1. 5. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Раздел 1. 6. Основные вехи русской философии.
- Итогом изучения раздела 1. 6. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 2.1. Должно стать:
- Раздел 2. 2. Философия человека
- Итогом изучения раздела 2.2. Должно стать:
- Итогом изучения раздела 2.3. Должно стать:
- Требования к умениям.
- Основные понятия и категории по теме:
- Оборудование.
- 1. Понятие и специфика философского знания.
- В чём же специфика философского знания?
- Однако зададимся вопросом: "Является ли постоянство, статуарность идей показателем научности?" (приводятся примеры из истории науки).
- 2. Предмет, задача, функции философии.
- Функции философии.
- Сравните с разделом "Функции философии" в пособии Зеленова л.А. Владимирова а.А. "Основы философии" (законспектировать дома). Есть ли принципиальное отличие этих вариантов?
- 3. Разделы философского знания.
- Основные разделы философии:
- Философия не даёт однозначных ответов, но учит размышлять о мироздании.
- 4. Философия и мировоззрение.
- Исторические формы мировоззрения:
- 5.*1 Типы философского знания. Основные направления и методы в философии.
- Третий период античной философии.
- Требования к умениям.
- Обязательные понятия и термины.
- Оборудование:
- 1 Вопрос. Особенности античности.
- 2 Вопрос. Периодизация античной философии.
- 3 Вопрос. Первый (натурфилософский, досократический) период античной философии.
- Именно он впервые:
- Философские представления Фалеса.
- Философские представления Анаксимандра отражены в труде ”о природе”:
- Основные идеи Пифагора.
- Основные идеи Гераклита изложены в труде “о природе”.
- 4 Вопрос. Второй период античной философии.
- Особенности философии софистов
- Сократ – один из создателей этики (науки о морали). Этика древних разделена на 3 части:
- Учение о благе.
- Учение о добродетели.
- Философия Платона состоит из 3 частей:
- Космос. Об отношении идеи к вещам
- Политико-правовое учение Платона.
- Философ должен изучать идеи, а не сами вещи.
- Каковы же эти сословия?
- Этические взгляды Платона. Человек.
- Каковы этические взгляды Платона?
- Итак, что же мы видим?
- Подытожим.
- Аристотель.
- Подытожим:
- Он является основателем физики, формальной логики.
- Он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии.
- 5 Вопрос. Третий период античной философии.
- Скептицизм.
- Философские идеи Пиррона.
- Стоицизм.
- Стоицизм делится на 3 периода:
- Логика стоиков.
- Физика стоиков
- Онтология стоиков.
- Антропология стоиков.
- Этика стоиков.
- Стоицизм в Древнем Риме.*
- Эпикуреизм.
- Неоплатонизм.
- Выводы.
- Раздел 3/4. Средневековая философия и философия Возрождения. Лекция 3/1. "Философия Средневековья и философия Возрождения". План.
- Оборудование.
- Основная.
- Дополнительная.
- Обязательные понятия и термины.
- Требования к умениям.
- Особенности средневековой философии.
- Патристика и схоластика – основные направления средневековой философии.
- Патристика.
- В патристике выделяют свои подэтапы:
- Важнейшие темы (проблемы) патристики:
- Христос – посредник между Богом и человеком.
- Проблема соотношения знания и веры.
- Апологетика
- Юстин-мученик: христианство как полная истина
- Важнейшие темы (проблемы) схоластики:
- Соотношение веры и разума.
- Каков же идеал христианства, господствующий в эпоху Средневековья?
- Смирение и аскеза;
- Вера в Откровение Божье.
- Высокая схоластика
- Доминиканцы и францисканцы
- 3. Августин Аврелий как представитель патристики.
- Литературное наследие Августина разнообразно и огромно:
- Основные идеи Августина Аврелия. Онтология Августина.
- Гносеология Августина.
- Августин выделяет такие аспекты проблемы соотношения
- Природа зла; соотношение судьбы и свободной воли человека.
- Исследуя природу зла, Августин выделяет три его уровня:
- Философия истории Августина.
- Фома Аквинский как представитель схоластики.
- Фома Аквинский использовал аристотелевскую логику в разработке доказательств бытия Бога.
- Этика томизма.
- Как решается эта проблема у Фомы Аквинского?
- Значение трудов Фомы Аквинского
- Лекция 3/2 "Философия Возрождения". План.
- Оборудование.
- Дополнительная.
- Обязательные понятия и термины.
- Требования к знаниям.
- Требования к умениям.
- Характеристика и периодизация философии Возрождения.
- Родиной Возрождения является Италия.
- Хронологические рамки философии Возрождения охватывают три периода:
- 2. Основные черты и идеи философии Возрождения. Философии Возрождения свойственны определённые черты:
- 3. Виднейшие представители философии Возрождения и их учения.
- Сонет 169.
- Сонет 218.
- Трагизмом неисполнимости пропитаны эти строки о рано умершей возлюбленной, но почему они оставляют возвышенно-светлое ощущение?
- Каковы его основные идеи?
- Идеи Джордано Бруно
- Каковы основные идеи философа?
- К каким выводам приходит Эразм?
- Основные положения "Воспитания христианского князя".
- Основные идеи "Утопии".
- Труд – обязанность всех членов общества.
- Выводы.
- Каковы же основные положения этики и. Канта?
- Резюмируем.
- Иоганн Готлиб Фихте.
- Я полагает само себя
- Я противополагает себя не-я
- Я полагает себя и свою противоположность
- "Сила природы" (Шеллинг.)
- 3. Объективный идеализм г. Гегеля.
- Г. Гегель сформулировал 3 закона диалектики:
- Каковы основные положения философской системы г. Гегеля? Философская система г. Гегеля.
- Абсолютный дух отчуждает себя в виде:
- Мировой дух через человека:
- Русское Просвещение - период подражания западной философии*.
- Философия 20 века*.
- Характерными чертами русской философии являются:
- Период становления русской философии.
- Основные положения ереси жидовствующих.
- Резюмируем.
- 3.* Русское Просвещение - период подражания западной философии (вопрос изучается самостоятельно*; Смотри материалы Практикума).
- Основные школы русской философии.
- Что же содержала в себе нашумевшая статья, напечатанная в "Телескопе"? Критика русской истории
- "Религиозная отделенноетъ" от Европы
- Предназначение России
- Западники и славянофилы. Славянофилы.
- Западники.
- Раздел 7. Философское учение о бытии.
- Требования к знаниям.
- Требования к умениям.
- Вопрос 1. Проблема субстанции в философии.
- 2. Есть ли в являющемся нам многообразии вещей что-то единое, общее по содержанию, составляющее первооснову всего сущего? Понятие субстанции
- Разновидности монизма
- 2. Материя: понятие, свойства, виды.
- 3. Пространство и время – формы существования материи
- Пространство и время в истории философии
- Теория относительности
- Многомерность пространства.
- Социальное пространство
- Социальное время
- 4. Движение как способ существования материи.
- Соотношение движения и покоя
- Типы движения
- Развитие
- Формы движения
- Философское учение о связи
- Философское учение о развитии
- Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры).
- Закон противоречия
- 1 Ступень: возникновение противоречия;
- 2 Ступень: взаимодействие между противоположными сторонами противоречия, развитие противоположностей до конца;
- 3 Ступень: разрешение противоречия.
- Закон отрицания
- 1. Упразднение (уничтожение) старой формы.
- 1) Деструкция;
- 2) Трансформация;
- 3) Снятие (которое иногда называют диалектическим отрицанием).
- Категории диалектики. Отдельное, единичное, особенное и всеобщее
- Содержание и форма
- Часть и целое
- Сущность и явление. Закон
- Причина и следствие. Закон причинности
- Необходимость и случайность
- Свобода и необходимость
- Возможность и действительность. Виды возможностей
- Человек – продукт антропосоциогенеза. Многомерность человека.*
- Человеческое в человеке. Категории человеческого бытия.*
- Основная.
- Обязательные термины и понятия.
- Требования к знаниям.
- Требование к умениям.
- 1. Понятие и основные проблемы философской антропологии.
- Каковы важнейшие проблемы философской антропологии?
- 2. Проблема сущности и природы человека
- В целом для восточного мышления характерен поиск всеобщего начала в человеке.
- 3. Человек – индивид – личность.
- Проблема свободы как категории человеческого бытия.
- Проблема свободного выбора.
- Раздел 9. Философия общества.
- Понятие и основные проблемы социальной философии.
- Общество как динамическая система.
- Требования к знаниям.
- Требование к умениям.
- Понятие и основные проблемы социальной философии.
- Общество как динамическая система.
- Материальное производство имеет огромное значение:
- Основные элементы социальной подсистемы:
- Под равенством понимают:
- Типы семей:
- Каковы же функции семьи?
- Каковы же функции государства и как они связаны с гражданским обществом? Функции государства:
- Духовная подсистема общества.
- В зависимости от носителя общественного сознания можно выделить такие его виды:
- Элементами общественного сознания являются:
- Культура и цивилизация (вариант лекции).
- 2. Цивилизация как объект философии.
- Отличие Запада от Востока.