Основные идеи Августина Аврелия. Онтология Августина.
Исходной точкой бытия, по Августину, является бытие Божье. Бог превышает понятие субстанция, все другие понятия, но разум прибегает к понятиям, чтобы осмыслить Бога как запредельный и несказанный свет. Бог – всемогущий Абсолют, не слит с природой (дуализм). Бог создаёт мир по доброй воле из ничего. Бог не зависит от созданного им мира. Бог – наивысшее благо и любовь – сотворил человека и наделил его душой. Цель жизни – познать Бога. Таким образом, мы видим, что онтология Августина тесно связана с антропологией и гносеологией. Бог и душа являются главными темами его размышлений (познай Бога и собственную душу; Бога – через душу, душу – через Бога). Человек интересует Августина с точки зрения отдельности и богоподобия собственного "я". Человек – это, главным образом, душа, ею обладают только люди. Души творятся Богом заново каждый раз, когда должен родиться человек. Душа вечна, несмотря на свою сотворённость. т.к. она не материальна, не пространственна, не состоит из частей.
В соответствии с догматом о троичности Бога, человек Августина также обладает троякой природой: он есть единство ума, воли и памяти. Эти способности присущи душе. Погружение в глубины индивидуального "я" описывается мыслителем в 13 книгах "Исповеди". Это новое явление в философии. Дохристианские философы стеснялись говорить о себе, т.к. в их представлении следовало стыдиться тела, "темницы души" (Сократ, Платон), душу же они представляли как душу "вообще". Различие лишь в степени разумности душ, т.е. степени приобщённости к Богу. Августин вводит в философию понятие "внутренний человек". Проникая в глубины собственного "я", человек движется к Богу. На этом пути не может быть конца, всегда остаётся что-то непознанное. Но, следуя внутрь себя, человек сталкивается с противоречивостью внутреннего "я". Камнем преткновения становится достижение абсолютной искренности перед собой и Богом. И здесь человек должен максимально сконцентрироваться и осознать необходимость избавления от фальши и лицемерия. Это чрезвычайно важный момент для человека: "Я ошибаюсь, следовательно, я существую". Этот тезис Августин кладёт в основу своей теории познания (гносеологии).
Итак: человек в процессе самопознания сталкивается с затруднением. Но эта трудность преодолима. Человек, склонный обычно к самообману выясняет, что это невозможно в моменты прозрений. Прозрение предваряется внутренней борьбой, связанной с каким-либо драматическим эпизодом в жизни человека. Его душевные муки, продиктованные борьбой воли и желания обостряются до предела. Почему так происходит? По Августину, это свидетельство столкновения божественной воли с самоволием человека. Преодолевается такое мучительное состояние усилием человеческой воли, подчиняющей себя добровольно воле Бога.
-
Так божественная воля становится внутренней основой человеческого жития.
-
Так достигается гармоничный образ человека, созданного по "образу и подобию Божьему".
Таким образом, путь познания – это восхождение ведомого верой разума к Богу.
Вот как об этом говорит сам Августин:
"Поздно полюбил я тебя! Вот Ты был во мне, а я – был во внешнем и там искал Тебя, в этот благообразный мир, Тобою созданный, вламывался я безобразный. Со мной был Ты, с Тобой я не был. Вдали от тебя держал меня мир, которого бы не было, не будь он в тебе. Ты позвал, крикнул и прорвал глухоту мою; Ты сверкнул, засиял и прогнал слепоту мою" ("Исповедь").
- Пояснительная записка.
- Структура "Курса лекций" позволяет:
- Знание предмета, задач, разделов, функций философии;
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 1. 2. Должно стать:
- Раздел 1. 3. Средневековая философия.
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 1.4. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Самостоятельная работа студентов.* Феноменология э. Гуссерля. Прагматизм: основные идеи и представители.* Структурализм: основные идеи и представители.* Итогом изучения раздела 1. 5. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Раздел 1. 6. Основные вехи русской философии.
- Итогом изучения раздела 1. 6. Должно стать:
- Знание понятийного аппарата по теме;
- Итогом изучения раздела 2.1. Должно стать:
- Раздел 2. 2. Философия человека
- Итогом изучения раздела 2.2. Должно стать:
- Итогом изучения раздела 2.3. Должно стать:
- Требования к умениям.
- Основные понятия и категории по теме:
- Оборудование.
- 1. Понятие и специфика философского знания.
- В чём же специфика философского знания?
- Однако зададимся вопросом: "Является ли постоянство, статуарность идей показателем научности?" (приводятся примеры из истории науки).
- 2. Предмет, задача, функции философии.
- Функции философии.
- Сравните с разделом "Функции философии" в пособии Зеленова л.А. Владимирова а.А. "Основы философии" (законспектировать дома). Есть ли принципиальное отличие этих вариантов?
- 3. Разделы философского знания.
- Основные разделы философии:
- Философия не даёт однозначных ответов, но учит размышлять о мироздании.
- 4. Философия и мировоззрение.
- Исторические формы мировоззрения:
- 5.*1 Типы философского знания. Основные направления и методы в философии.
- Третий период античной философии.
- Требования к умениям.
- Обязательные понятия и термины.
- Оборудование:
- 1 Вопрос. Особенности античности.
- 2 Вопрос. Периодизация античной философии.
- 3 Вопрос. Первый (натурфилософский, досократический) период античной философии.
- Именно он впервые:
- Философские представления Фалеса.
- Философские представления Анаксимандра отражены в труде ”о природе”:
- Основные идеи Пифагора.
- Основные идеи Гераклита изложены в труде “о природе”.
- 4 Вопрос. Второй период античной философии.
- Особенности философии софистов
- Сократ – один из создателей этики (науки о морали). Этика древних разделена на 3 части:
- Учение о благе.
- Учение о добродетели.
- Философия Платона состоит из 3 частей:
- Космос. Об отношении идеи к вещам
- Политико-правовое учение Платона.
- Философ должен изучать идеи, а не сами вещи.
- Каковы же эти сословия?
- Этические взгляды Платона. Человек.
- Каковы этические взгляды Платона?
- Итак, что же мы видим?
- Подытожим.
- Аристотель.
- Подытожим:
- Он является основателем физики, формальной логики.
- Он разработал теоретические основы этики, эстетики, социальной философии.
- 5 Вопрос. Третий период античной философии.
- Скептицизм.
- Философские идеи Пиррона.
- Стоицизм.
- Стоицизм делится на 3 периода:
- Логика стоиков.
- Физика стоиков
- Онтология стоиков.
- Антропология стоиков.
- Этика стоиков.
- Стоицизм в Древнем Риме.*
- Эпикуреизм.
- Неоплатонизм.
- Выводы.
- Раздел 3/4. Средневековая философия и философия Возрождения. Лекция 3/1. "Философия Средневековья и философия Возрождения". План.
- Оборудование.
- Основная.
- Дополнительная.
- Обязательные понятия и термины.
- Требования к умениям.
- Особенности средневековой философии.
- Патристика и схоластика – основные направления средневековой философии.
- Патристика.
- В патристике выделяют свои подэтапы:
- Важнейшие темы (проблемы) патристики:
- Христос – посредник между Богом и человеком.
- Проблема соотношения знания и веры.
- Апологетика
- Юстин-мученик: христианство как полная истина
- Важнейшие темы (проблемы) схоластики:
- Соотношение веры и разума.
- Каков же идеал христианства, господствующий в эпоху Средневековья?
- Смирение и аскеза;
- Вера в Откровение Божье.
- Высокая схоластика
- Доминиканцы и францисканцы
- 3. Августин Аврелий как представитель патристики.
- Литературное наследие Августина разнообразно и огромно:
- Основные идеи Августина Аврелия. Онтология Августина.
- Гносеология Августина.
- Августин выделяет такие аспекты проблемы соотношения
- Природа зла; соотношение судьбы и свободной воли человека.
- Исследуя природу зла, Августин выделяет три его уровня:
- Философия истории Августина.
- Фома Аквинский как представитель схоластики.
- Фома Аквинский использовал аристотелевскую логику в разработке доказательств бытия Бога.
- Этика томизма.
- Как решается эта проблема у Фомы Аквинского?
- Значение трудов Фомы Аквинского
- Лекция 3/2 "Философия Возрождения". План.
- Оборудование.
- Дополнительная.
- Обязательные понятия и термины.
- Требования к знаниям.
- Требования к умениям.
- Характеристика и периодизация философии Возрождения.
- Родиной Возрождения является Италия.
- Хронологические рамки философии Возрождения охватывают три периода:
- 2. Основные черты и идеи философии Возрождения. Философии Возрождения свойственны определённые черты:
- 3. Виднейшие представители философии Возрождения и их учения.
- Сонет 169.
- Сонет 218.
- Трагизмом неисполнимости пропитаны эти строки о рано умершей возлюбленной, но почему они оставляют возвышенно-светлое ощущение?
- Каковы его основные идеи?
- Идеи Джордано Бруно
- Каковы основные идеи философа?
- К каким выводам приходит Эразм?
- Основные положения "Воспитания христианского князя".
- Основные идеи "Утопии".
- Труд – обязанность всех членов общества.
- Выводы.
- Каковы же основные положения этики и. Канта?
- Резюмируем.
- Иоганн Готлиб Фихте.
- Я полагает само себя
- Я противополагает себя не-я
- Я полагает себя и свою противоположность
- "Сила природы" (Шеллинг.)
- 3. Объективный идеализм г. Гегеля.
- Г. Гегель сформулировал 3 закона диалектики:
- Каковы основные положения философской системы г. Гегеля? Философская система г. Гегеля.
- Абсолютный дух отчуждает себя в виде:
- Мировой дух через человека:
- Русское Просвещение - период подражания западной философии*.
- Философия 20 века*.
- Характерными чертами русской философии являются:
- Период становления русской философии.
- Основные положения ереси жидовствующих.
- Резюмируем.
- 3.* Русское Просвещение - период подражания западной философии (вопрос изучается самостоятельно*; Смотри материалы Практикума).
- Основные школы русской философии.
- Что же содержала в себе нашумевшая статья, напечатанная в "Телескопе"? Критика русской истории
- "Религиозная отделенноетъ" от Европы
- Предназначение России
- Западники и славянофилы. Славянофилы.
- Западники.
- Раздел 7. Философское учение о бытии.
- Требования к знаниям.
- Требования к умениям.
- Вопрос 1. Проблема субстанции в философии.
- 2. Есть ли в являющемся нам многообразии вещей что-то единое, общее по содержанию, составляющее первооснову всего сущего? Понятие субстанции
- Разновидности монизма
- 2. Материя: понятие, свойства, виды.
- 3. Пространство и время – формы существования материи
- Пространство и время в истории философии
- Теория относительности
- Многомерность пространства.
- Социальное пространство
- Социальное время
- 4. Движение как способ существования материи.
- Соотношение движения и покоя
- Типы движения
- Развитие
- Формы движения
- Философское учение о связи
- Философское учение о развитии
- Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений (закон меры).
- Закон противоречия
- 1 Ступень: возникновение противоречия;
- 2 Ступень: взаимодействие между противоположными сторонами противоречия, развитие противоположностей до конца;
- 3 Ступень: разрешение противоречия.
- Закон отрицания
- 1. Упразднение (уничтожение) старой формы.
- 1) Деструкция;
- 2) Трансформация;
- 3) Снятие (которое иногда называют диалектическим отрицанием).
- Категории диалектики. Отдельное, единичное, особенное и всеобщее
- Содержание и форма
- Часть и целое
- Сущность и явление. Закон
- Причина и следствие. Закон причинности
- Необходимость и случайность
- Свобода и необходимость
- Возможность и действительность. Виды возможностей
- Человек – продукт антропосоциогенеза. Многомерность человека.*
- Человеческое в человеке. Категории человеческого бытия.*
- Основная.
- Обязательные термины и понятия.
- Требования к знаниям.
- Требование к умениям.
- 1. Понятие и основные проблемы философской антропологии.
- Каковы важнейшие проблемы философской антропологии?
- 2. Проблема сущности и природы человека
- В целом для восточного мышления характерен поиск всеобщего начала в человеке.
- 3. Человек – индивид – личность.
- Проблема свободы как категории человеческого бытия.
- Проблема свободного выбора.
- Раздел 9. Философия общества.
- Понятие и основные проблемы социальной философии.
- Общество как динамическая система.
- Требования к знаниям.
- Требование к умениям.
- Понятие и основные проблемы социальной философии.
- Общество как динамическая система.
- Материальное производство имеет огромное значение:
- Основные элементы социальной подсистемы:
- Под равенством понимают:
- Типы семей:
- Каковы же функции семьи?
- Каковы же функции государства и как они связаны с гражданским обществом? Функции государства:
- Духовная подсистема общества.
- В зависимости от носителя общественного сознания можно выделить такие его виды:
- Элементами общественного сознания являются:
- Культура и цивилизация (вариант лекции).
- 2. Цивилизация как объект философии.
- Отличие Запада от Востока.