logo search
Лекции по философии

Тема 29.Движение и развитие, их основные формы.

Проблемы дальнейшего прогресса.

Бытие в мире материальных и идеальных объектов возможно только в их движении и развитии. А как же понимать покой? Это не отсутствие движения, а движение в равновесии объектов в том же направлении и с той же скоростью. Относительно иной системы координат или точки отсчета тот же объект движется. Но как же движутся тела при абсолютном нуле, почему при приближении к нему им свойственна сверхпроводимость, а куда она исчезает при минус 273 градусах по цельсию? Как соотносятся покой с оформленностью тел и процессов, их временной устойчивостью? И не является ли покой не только относительным, но и абсолютным свойством бытия наравне с движением? Спора философские имеют нередко весьма конкретный результат, например, в объяснениях таких феноменов, как сверхпроводимость, сверхтекучесть и т.п.

Движение тоже всегда относительно, но вне движения объектов нет, в чем одновременно и его абсолютность. Движение – неотъемлемое свойство всех материальных и идеальных объектов (атрибут). Любое тело существует в результате множества внутренних движений (элементарных частиц в ядре, самих ядер и электронов в атомах, атомов в молекулах) и внешних движений, обеспечивающих функционирование и развитие каждого тела и всего многообразия взаимодействующих тел. Однако важнее разбираться в многообразии форм движения, классификации их проводятся по разным основаниям. Различают основные формы движения по их носителям (по тому, что движется). Формы движения помогают выявить уровни организации неживой, живой и социальной природы, структуру материального и идеального.

В неживой природе различают формы движения в микро-, макро- и мегамирах по 4 типам взаимодействий тел (слабое, сильное, электромагнитное и гравитационное). Геометризация физики позволяет понять движение в 11-мерном пространственно-временном континууме как единый по сути тип взаимодействия или как виды искривления пространства, где тела постоянно движутся по «кочкам» и «ухабам» геодезических линий. Но законы физического движения подчиняются в молекулах законам химического, в живом – законы химического законам биологического, в обществе – законы биологического законам социального, а в обществе культурном – законы социального – законам духовного, идеального. Таким образом, высшая форма движения подчиняет себе низшие, хотя и действует на их основе, но не сводима к ним.

И так, к основным формам движения относятся: 1)физико-химическое движение в неживой природе микро- и мега-миров. 2)В макромире важно учитывать геологические процессы, важную роль в которых на Земле играет живая природа. 3)Билогическая форма движения со своими носителями от клетки до биосферы. 4)Социальная форма движения от личности до человечества. 5)Духовная идеальная форма. Каждая низшая форма движения не проще, но более самостоятельная, качественно иная, имеет иные носители от простейшего до сложнейших и иные законы движения. Неживому не нужны, в отличие от живого, еда и обмен веществ, самодвижение и самоорганизация, органы размножения и чувствительности. Корова не равнодушна к музыке и ласке, но социальны и «духовной жаждою томимы», как Пушкин, корова, гусь или свинья не бывают.

Несмотря на корпускулярно-волновой дуализм, законы сохранения и симметрии, круговороты веществ и взаимодействия, в мире нашем есть векторность движения, то-есть развитие, необратимость изменений. Открытие К-мезонов и квантовых флуктуаций в вакууме позволило понять не только биологическую асимметрию, но и почему, например, нет антимиров из античастиц и есть эволюция Вселенной, а в ней – жизни, социальных общностей, человека и его духовного мира. Категория движения как изменения-вообще оказывается недостаточной для понимания направленности движения и требует конкретизации через категорию развития.

Это понятие позволяет определить формы движения как прогрессивное или регрессивное (упрощение структуры и сокращение количества и качества связей) развитие, осуществляющееся на основе определенных круговоротов. Поступательный характер или спиралеобразность, точки роста, ризомы в развитии, левосторонняя ориентация молекул ДНК – вот некоторые из направлений изучения, которые открыла философия наукам, внеся идею саморазвития мира и развития с помощью человека (например: социализация, воспитание личности). В силу неповторимости среды и структуры развитие каждого объекта уникально и безвозвратно, нелинейно и зависит от множества случайностей, но в нем есть и закономерное, предсказуемое, что можно подправить или изменить, оказавшись в точке бифуркации вовремя. Лектор не разделяет метафизические трактовки развития и отнесение идеи прогресса к мифам (Франк, Камю), он предпочитает диалектику разновидностям метафизики в понимании развития.

Абсолютизация неизменности или изменчивости, внешних или внутренних источников развития, роли количественных или качественных перемен, эволюции или революции, утверждения, в которых главное подменяется второстепенным или топится во второстепенном, - давно в философии преодоленные этапы познания развития. Дальнейший прогресс жизни на Земле, творимый пока в основном хемогенезом и биогенезом с 20 века слишком сильно стал зависеть от человечества, которое больше пока тормозит прогрессивное развитие, чем ускоряет или хотя бы способствует. Без людей проблема прогрессивной эволюции по крайней мере на Земле уже решена быть не может. Но надо просчитывать изменения, какой ценой и в чем достигнем прогресса, на основе каких круговоротов и за счет регресса в чем именно, а затем осознанно решать, а нужен ли нам такой прогресс, или лучше устойчивое развитие пока без прогрессивных прорывов?