Тема 19.Философские аспекты понимания общества.
Специфика социального познания.
Общество изучается целым комплексом взаимосвязанных, но и относительно самостоятельных наук. Социальное строение жизни общества изучает прежде всего социология, вопросы управления общественной жизнью - политология, хозяйственную деятельность в материальном производстве - экономическая теория, и т.д. Человек в системе социальных связей изучается еще гуманитарными науками и даже биологией и антропологией. Достижения в области духовной жизни общества обобщает культурология. Философия интересуется прежде всего методологическими подходами любых наук, чтобы помочь понять специалистам этих наук и пользователям выводов, сделанных этими науками, в понимании неизбежных ошибок и достижений.
Наиболее поверхностный подход к обществу дали философы-идеалисты. Они показали зависимость общества от смены идей в общественном сознании, роль вождей, мифов и религий, культур. Но идеалисты не понимают даже причин появления и утверждения тех, а не иных идей в данное время (монархии или анархии, коммунизма или национализма, демократии или тоталитаризма, либерализма или неоконсерватизма) и удовлетворяются объяснением кризиса и гибели государств и цивилизаций «порчей идеи». Конечно, для развития общества важно, чтобы идеи развивались, а не догматизировались правоверными нетворческими учениками великих авторов идей, чтобы появлялись новые идеи, новые партии и общественные движения для материализации нужных обществу идей, но народы не стада, бредущие за вожаками, не только лишь электорат по выбору автора лучшей программы партии во власть. Идеалисты могут себя называть материалистами марксистами-ленинцами (как сталинисты), но важна суть подхода, который чрезмерно упрощает понимание общества и не учится даже на своих ошибках, чтобы из необходимого стать и достаточным для более научного понимания общества.
В частичной правильности, но недостаточности мы обвиним и натуралистический подход, и экономический детерминизм, и марксизм. Ш.Монтескье показал роль климатических зон на развитие общества. А.Чижевский открыл влияние на всю земную жизнь циклов солнечной активности, социал-дарвинисты, социобиологи и этологи раскрыли закономерности общественной жизни, общие с законами коллективных животных, птиц и даже насекомых. Все эти одним словом натуралистические подходы тоже частично верны и важны для понимания общества, но они страдают редукционизмом (сведением высшего к низшему). Подобные подходы более верны для первобытного человеческого стада, но для понимания современного общества натурализм больше вреда приносит, чем пользы, уже тем, что роль идей и духовной жизни общества, экономики и политики игнорирует полностью, помогая лишь учитывать в той же политике требования окружающей природной среды и природы самого человека. В этом и заслуга, и вульгарность натурализма.
Экономический детерминизм как вульгаризация марксизма, от которой открещивались еще Маркс («Если это марксисты, то я не марксист») и Энгельс (письма 90-х годов), господствовал в политике СССР и стран СЭВ, в «еврокоммунизме» 20 века и даже в антикоммунистических программах развития рыночной экономики Запада. Экономические детерминисты при всех политических разногласиях едины в утверждении, что техника и экономика, технологии производства определяют общество и путь его развития. При этом игнорируется или отметаются подходы идеалистов и натуралистов, но, как и у них, подход узок, абсолютизирует верное, но явно недостаточное для правильных выводов об обществе в целом на всех этапах его развития положение. Марксизм классический, открывший людям материалистическое понимание общества, более глубок в признании роли как экономики и техники, так и идей, природных факторов, но он страдает европоцентризмом (Маркс уже мучался с применением формационного подхода к «азиатскому способу производства»), западничеством (другие страны отстали в развитии и должны идти путем более прогрессивного Запада) и рядом иных ошибок. Маркс понял отличие наук о природе от наук об обществе, в которых исторические факты очень зависят от «очевидцев», которые не могут быть объективны из-за идеологических очков, а законы в обществе всегда реализуются через волю осознавших их людей. Так что же можно считать в наше время научно-философским определением общества?
Нам представляется наиболее верным понимание общества как открытой динамичной многоуровневой системной организации людей, взаимодействующих с природой посредством мышления и труда с целью окультуривания человека и Вселенной. В этом определении надо понимать каждое слово. Открытая система – это существующая за счет непрестанного обмена со средой массой, энергией и информацией. Динамичная система находится в непрестанном и необратимом изменении. Многоуровневая система состоит из множества подсистем, где одни и те же элементы (люди) могут входить в несколько подсистем (студент в магазине покупатель, в транспорте пассажир, дома ребенок или уже и родитель и т.д.). Системная организация, то есть упорядоченная, иерархичная, однако со множеством степеней свобод элементов, но поведение зависит не столько от людей, сколько от структур, норм отношений, социальных институтов, где задействованы эти люди. Главное, чем люди объединены, это совместная защита от неблагоприятных природных факторов, только вместе с другими людьми каждый человек может выживать в дикой природе. Средствами защиты от природы являются прежде всего творческое мышление и особая активность, важнейшая часть деятельности – труд, прежде всего руками, производящими из предметов природы предметы и продукты труда. Но для чего человек трудится? Не всегда осознанными, но важнейшими целями всегда были и будут развитие культуры человека, а в 21 веке становится не только возможным, но и необходимым окультуривание Вселенной вплоть до дальнего Космоса.
Социально-философское познание значительно отличается от естественно-научного, но этим пренебрегают как многие ученые, так и философы-позитивисты, натуралисты. Конечно, хотелось бы и к изучению общества применить методы, скажем, физики, чтобы получить достоверные выводы и систему законов будущего развития. Но социальная статика и динамика Спенсера мало кому интересны, как и социал-дарвинизм, социобиология и ряд других редукционистских подходов к изучению общества. Серьезные ученые понимают, что степень сложности общества по сравнению с неживой или даже живой, но социально неорганизованной природой, не позволяет неограниченно применять законы физико-химические и биологические к социальным явлениям.
Социальные законы действуют на основе низших, но не сводимы к ним, подчиняют себе их, ограничивают сферу и условия применения. В обществе действуют не динамические, а лишь статистические законы, и то специфично. Для действия законов Бойля-Мариотта или Гей-Люссака не надо создавать политическую партию и добиваться ее власти, а даже для полного действия стихийных законов свободной рыночной экономики надо иметь у власти либерал-демократов, иначе будут действовать законы плановой или планово-рыночной экономики. И так, объективность законов в обществе иная, чем в природе. В обществе подобных природным законов нет, есть закономерности или юридические законы, те и другие учитывают сознательность и волю людей, что для природы не требуется.
В обществе всегда есть свобода выбора варианта развития: строить дальше коммунизм или вернуться запоздало в рыночный капитализм, или свернуть на тропу движения без руля и ветрил, поняв, что не может у нас получиться та или другая западная модель, а свою создать лень. Проще брести за своровавшими чужую идею и ругать тех, кто гонит нас не туда, но кто бы сказал, а куда кто у нас хочет и как эти желания совместить, чтобы не развалить страну на радость сильным соседям, жадным до наших богатств, не чудом доставшихся предкам. Историю делают герои и народы в дни восстаний, а затем власть достается тем, кто выжидал, чья возьмет, кто дождался, что герои погибли, народы устали, все противоборствующие силы ослаблены и пора подхватить падающие прямо в руки власть, чтобы распоряжаться ею 3-4 поколения, пока опять недовольные не отстранят, открыв новые возможности исторического развития обществу, но куда?
- Тема 1.Трудности выявления субъекта и объекта философии, специфика определения предмета.
- Тема 2. Мировоззренческая и критическая функции философии. Место и роль философии среди типов мировоззрения.
- 3.Связь мифологического и философского в картине мира человека. Первобытные, научные и политические мифы современности.
- Тема 4.Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии.
- 5.Отношения философии с религией.
- Тема 6.Связь философии с наукой. Гносеологическая и методологическая функции философии.
- 7.Философия и политика. Идеологическая и прогностическая функции философии.
- Тема 8. Проблемы аксиологии. Подлинные и мнимые нравственные ценности семьи, народа и общества.
- Тема 9. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
- Тема 10.Проблемы отчуждения. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность
- Тема 11. Влияние философских и религиозных ценностей на нравственность и духовность.
- Тема 12. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Умение множить красоту.
- Тема 13.Философская антропология. Человек в природе, культуре и системе социальных связей.
- Тема 14.Человек в историческом процессе.
- Тема 15.Философские проблемы антропосоциокультурогенеза человека.
- Тема 16. Проблемы жизни, смерти и бессмертия
- Тема 17.Влияние понимания смысла человеческого бытия
- Тема 18.Роль бессознательного, сознания и самосознания в формировании личности.
- Тема 36. Гносеология и эпистемология. Проблема истины и ее критериев. Познание и практика.
- Тема 37. Основные формы чувственного и рационального познания в их взаимосвязи.
- Тема 38. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание.
- Тема 39. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- Тема 40.Сознание и познание. Роль интуиции в познании и творчестве.
- Тема 41.Действительность и мышление, логика и язык.
- Тема 19.Философские аспекты понимания общества.
- Тема 20.Философия социальной структуры общества.
- Тема 21. Взаимосвязь основных сфер жизни общества, бытия и сознания.
- Тема 22. Философия права. Основы учения о правовом государстве и гражданском обществе.
- Тема 23. Формационная и цивилизационная концепции
- Тема 24. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
- Тема 25.Глобальные проблемы современности, создаваемые обществом, пути их решения.
- Тема 26. Духовная жизнь общества и главные формы ее развития. Духовные богатство и сила.
- Тема 27.Онтология. Единство мира.
- Тема 28. Проблемы понимания и изменения бытия, его самоорганизации.
- Тема 29.Движение и развитие, их основные формы.
- Тема 30. Связь представлений о пространстве и времени
- Тема 31. Проблемы происхождения, эволюции и сохранения жизни во Вселенной.
- Тема 32. Взаимосвязь материального и идеального на личностном и надличностном уровнях.
- Тема 33. Этапы взаимодействия природы и общества, проблемы коэволюции.
- Тема 34. Проблемы человечества, создаваемые природой начиная с 21 века, поиски решения.
- Тема 35. Философия культуры. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
- Тема 42.Структура научного познания, его формы. Фундаментальные и прикладные знания.
- Тема 43. Основные этапы развития научного исследования. Роль гипотез в философии.
- Тема 44. Эмпирический и теоретический уровни и методы научного познания.
- Тема 45. Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы диалектики и метафизики.
- Тема 46. Детерминизм и индетерминизм. Принцип каузальности в философии и науке.
- Тема 47.Динамические и статистические законы. Возможность и действительность.
- Тема 48. Философия науки и техники. Проблемы научно-технического прогресса.
- Тема 49. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.