Тема 4.Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии.
С искусством отношения философии строятся на основе взаимообогащения. Искусство намного старше философии, но многие виды и жанры искусства создали философы. И чем больше художник философствует, то есть затрагивает вечные проблемы, тем дольше будет интересен даже не будучи гением. А чем лучше знаком философ с шедеврами искусства, тем богаче его концепция, скорее опередит конкурентов и лучше воздействует, ибо привлечет и эмоционально-чувственную сферу восприятия. К тому же художники одарены даром предвидения, удачно пророчествуют чаще философов уже потому, что имеют более низкие пороги чувствительности и меньше привязаны к реальности. Это и позволяет знакомому с гениальными произведениями искусства философу опередить соперников в стремлении объяснить новое и предвидеть будущее. Искусство у философов развивает хороший вкус, глубину чувств и позитивный эмоциональный фон деятельности, без чего затруднено искание истины.
Как искусство, философия стремится развить субъективность, личность человека, самим философам, как художникам, нельзя подражать долго своим учителям, быть правоверным учеником, а надо создать небывалое понимание вечного, превзойти учителя. Но художнику нужна правда жизни, а философу, как ученому, истина дороже. Художник имеет право на вымысел, а философ нет. Хотя искусство, подобно философии, имеет личностный характер, но, в отличие от философии, опыт транслируется в образах, а не теориях. Где только можно, философ с не чуждого ему языка художественных образов переходит на понятийно-доказательный, разрабатываемый совместно с наукой, а не искусством. В мироотношении человека и народа образное полушарие мозга человека и национальные черты характера играют огромную роль. Искусство отражает особенности развития жизнедеятельности человека и народа, к которому он принадлежит. А философия помогает деятелям искусства ставить новые задачи перед народом и его выдающимися личностями, решать проблемы вовремя. Искусство тиражирует и ярко, гротескно и понятно показывает народу мысль философа этого народа, делает эту мысль услышанной, воспринятой, понятой, меняющей жизнь.
Искусство – одно из важнейших средств общения человека с людьми, природой и культурой. Оно снимает волнение и развлекает, устраняет внутреннее напряжение и усталость, восстанавливает психическое равновесие, компенсирует монотонность повседневной жизни, формирует строй чувств и мыслей, затрагивает все уголки духовного мира человека, гармонизирует целостность личности, раздвигает рамки пережитого и помогает обыгрывать разные ситуации до того, как в них можем попасть, «сокращая нам опыты быстротекущей жизни»(А.С.Пушкин), создает установки и ценностные ориентиры, очищает нравственно без дидактических нравоучений. Искусство гипнотически воздействует на подсознание, завораживая, очаровывая, что позволяет манипулировать человеком, особенно наивным и неразвитым. Искусство оказывает внушающее воздействие (суггестацию), вызывая немотивированную агрессию или страхи, трепет или бодрость, плач или проклятия,.. Знакомство с шедеврами искусства развивает познавательные и творческие способности, социальную активность и духовную крепость, культуру общения. А приобщение к суррогатам искусства, скабрезным анекдотам и сальным шуточкам, комиксам и ужастикам масскульта, коммерческому искусству губит нравственность, карежит внутренний мир личности, превращает человека в зомби, манкурта. В дошкольном возрасте знакомство с классикой добрых сказок, стихов и музыкальных произведений на всю жизнь создает эмоционально-эстетический фон как заслон ошибочным установкам и как навык и стремление к подлинно красивой жизни. Искусство, культивирующее тупость, пассивность или жестокость не только портит вкус, но дезориентирует человека, уводит в сторону пропасти с пути духовного прогресса. Это не значит, что надо запретить боевики, триллеры, показ преступлений и постельных сцен, что не надо искусству отражать ужасные стороны жизни. Это значит лишь, что привычка вырабатывать адреналин таким способом губит как слабый наркотик, лучше уж легкие жанры, развлекательные, увлекающие только фабулой (сюжетной схемой) малокультурных людей с невзыскательным вкусом.
Эвристика – совокупность приемов исследования и демонстрации объекта, состоящих в особой постановке вопросов для понимания предмета и изменения его. Искусством наводящих косвенных вопросов отличались многие философы и художники. У художников, особенно писателей и поэтов, то преимущество перед философами, что они могут создать иллюзию у зрителя, будто вопросы сами возникли в их голове, никто им их не ставил и не навязывал. В этом случае человек лучше понимает, запоминает, решает даже очень сложные задачи, в отличие от человека, которого подталкивают и лишают выбора рецептами и советами необъективного художника или предвзятого философа-моралиста. Эвристика раскрывает способности к открытиям через озадачивающие картинки, вызывающие прозрение примерами, намеками, желанием отгадать загадку самому. Со времени философии буддизма эвристическая техника незаметного побуждения непрестанно совершенствуется.
- Тема 1.Трудности выявления субъекта и объекта философии, специфика определения предмета.
- Тема 2. Мировоззренческая и критическая функции философии. Место и роль философии среди типов мировоззрения.
- 3.Связь мифологического и философского в картине мира человека. Первобытные, научные и политические мифы современности.
- Тема 4.Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии.
- 5.Отношения философии с религией.
- Тема 6.Связь философии с наукой. Гносеологическая и методологическая функции философии.
- 7.Философия и политика. Идеологическая и прогностическая функции философии.
- Тема 8. Проблемы аксиологии. Подлинные и мнимые нравственные ценности семьи, народа и общества.
- Тема 9. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
- Тема 10.Проблемы отчуждения. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность
- Тема 11. Влияние философских и религиозных ценностей на нравственность и духовность.
- Тема 12. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Умение множить красоту.
- Тема 13.Философская антропология. Человек в природе, культуре и системе социальных связей.
- Тема 14.Человек в историческом процессе.
- Тема 15.Философские проблемы антропосоциокультурогенеза человека.
- Тема 16. Проблемы жизни, смерти и бессмертия
- Тема 17.Влияние понимания смысла человеческого бытия
- Тема 18.Роль бессознательного, сознания и самосознания в формировании личности.
- Тема 36. Гносеология и эпистемология. Проблема истины и ее критериев. Познание и практика.
- Тема 37. Основные формы чувственного и рационального познания в их взаимосвязи.
- Тема 38. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание.
- Тема 39. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- Тема 40.Сознание и познание. Роль интуиции в познании и творчестве.
- Тема 41.Действительность и мышление, логика и язык.
- Тема 19.Философские аспекты понимания общества.
- Тема 20.Философия социальной структуры общества.
- Тема 21. Взаимосвязь основных сфер жизни общества, бытия и сознания.
- Тема 22. Философия права. Основы учения о правовом государстве и гражданском обществе.
- Тема 23. Формационная и цивилизационная концепции
- Тема 24. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
- Тема 25.Глобальные проблемы современности, создаваемые обществом, пути их решения.
- Тема 26. Духовная жизнь общества и главные формы ее развития. Духовные богатство и сила.
- Тема 27.Онтология. Единство мира.
- Тема 28. Проблемы понимания и изменения бытия, его самоорганизации.
- Тема 29.Движение и развитие, их основные формы.
- Тема 30. Связь представлений о пространстве и времени
- Тема 31. Проблемы происхождения, эволюции и сохранения жизни во Вселенной.
- Тема 32. Взаимосвязь материального и идеального на личностном и надличностном уровнях.
- Тема 33. Этапы взаимодействия природы и общества, проблемы коэволюции.
- Тема 34. Проблемы человечества, создаваемые природой начиная с 21 века, поиски решения.
- Тема 35. Философия культуры. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
- Тема 42.Структура научного познания, его формы. Фундаментальные и прикладные знания.
- Тема 43. Основные этапы развития научного исследования. Роль гипотез в философии.
- Тема 44. Эмпирический и теоретический уровни и методы научного познания.
- Тема 45. Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы диалектики и метафизики.
- Тема 46. Детерминизм и индетерминизм. Принцип каузальности в философии и науке.
- Тема 47.Динамические и статистические законы. Возможность и действительность.
- Тема 48. Философия науки и техники. Проблемы научно-технического прогресса.
- Тема 49. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.