Тема 45. Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы диалектики и метафизики.
. Диалектика – это учение о единстве изменчивости и неизменности, о наиболее общих связях бытия, необходимости рассмотрения любого предмета всесторонне, но с пониманием важнейшей из сторон сейчас. Основные законы и категории объективной (диалектики природы и общественной жизни) и субъективной (диалектики мышления и познания мира субъектом) диалектики были изучены еще в Античности Гераклитом и Зеноном Элейским, Аристотель уже увидел их единство, а в Новое время доработаны и приведены к современным формулировкам Гегелем и Энгельсом идеалистическая и материалистическая диалектика. Идеалистическая диалектика исходит из монизма, в котором единство многообразия объясняется исходя из гипотезы о том, что материальное есть продукт развития духовного, а материалистическая диалектика, наоборот, считает идеальное и духовное продуктом естественного развития материальной природы.
Но всяческая диалектика имеет в основном единый категориальный аппарат и сходно понимаемые законы, поэтому можно диалектику в целом противопоставлять ее альтернативам. Альтернативами диалектики являются догматизм, абсолютизирующий неизменность и игнорирующий изменчивость, релятивизм, наоборот, абсолютизирующий изменчивость и игнорирующий устойчивость. Софист признает необходимость рассматривать предмет всесторонне, но в качестве главной стороны выдает важную для него, игнорируя ее важность для других и объективность. Эклектик рассматривает все стороны, факторы как равно важные, этим топит важное среди неважного, не видит иерархичности, логической последовательности в поворотах предмета к нам. Диалектик не может согласиться с тем, что все важно, все правы и все равны. С подачи Гегеля все альтернативы диалектики называются одним словом: метафизика.
Мы рассмотрели только 4 разновидности метафизики: догматизм и релятивизм, софистику и эклектику. Диалектика и метафизика дополняют друг друга: диалектика изучает всеобщие связи, стремится к всестороннему знанию предмета. А метафизика изучает конкретно что с чем и как связано, свойства каждой из сторон предмета, абстрагируясь от других сторон и иных связей. Но пока не знаем каждой из сторон, мы всесторонне рассматривать предмет не можем, пока не знаем каждой из связей, мы всеобщие из них выявить не можем. Следовательно, диалектика невозможна без предшествующего метафизического этапа. Но метафизика невозможна без диалектики, ибо знать часть предмета без знания ее места и роли в целом – это не понимать даже структуры правильно.
Для понимания общего надо знать части, из которых это целое состоит, но знание только частей не есть еще знание общего, ибо у общего есть свойства, которых нет ни у одной из частей, но от которых зависит, из каких частей это целое состоит и как будут меняться состав и структура целого. Семья, производственный коллектив состоят из людей, зная которых, мы уже кое- что знаем, но далеко не все. Состав семьи и трудового коллектива зависит и от государственной политики семьи или субсидий фермерам, от мировой экономики и природных катаклизмов и т.д. Но от того, любят ли супруги друг друга и детей папа, от отношений в коллективе зависит тоже немало, в том числе и будут ли их внешние трудности сплачивать, закалять, или разгонят спасаться врозь.
В рассуждениях метафизика отличишь от диалектика тем, что, где метафизик категорично говорит: «либо-либо», там диалектик не исключает «как то, так и другое», «и, или, а не из одной крайности в другую, хотя диалектики крайности не исключают и «золотой середины» не ищут». Метафизик видит либо внешние причины и движущие силы, либо внутренние, самоизменение предмета, либо количественные перемены, либо качественные. А диалектик видит связь внешних и внутренних изменений, количественных и качественных. Дарвин видит только эволюцию живой природы, а Ламарк только катастрофы как источник изменения живущих на Земле видов, а Энгельс видит связь эволюции с революциями, учитывает влияние и катастроф, и накопившихся достаточно больших количеств, чтобы предмет изменился качественно.
Метафизик абсолютизирует при рассмотрении либо единство противоположностей, либо их борьбу, а диалектик рассматривает единство в борьбе и борьбу за и против единства. Метафизик рассматривает разные виды отрицаний состояния предмета, а диалектика интересует тот вид отрицания, при котором обеспечивается преемственность развития, поскольку диалектика и есть учение о развитии прежде всего.
Метафизик либо превозносит чувственный опыт как источник достоверных знаний, либо интеллект как способ проникновения в сущность предметов. А диалектик показывает связи чувств и разума, их относительную самостоятельность и независимость в познавательном процессе, но показывает и преимущества взаимосогласованной деятельности чувств и разума, выявляет их прямые и обратные связи, роль мышления в работе органов чувств и роль органов чувств в мышлении. Метафизик рассматривает по отдельности каждую из трех форм чувственного познания (ощущения, восприятия и представления) и каждую из трех форм рационального познания (понятия, суждения и умозаключения). А диалектик выясняет, как из синтеза ощущений получается восприятие, из синтеза существенно общего в восприятиях образуется представление, из упорядоченных языком понятий образуется суждение, а из суждений возникают умозаключения, на основе которых обновляется содержание понятий или возникает новое понятие.
Метафизическая недооценка роли рационального познания в науке приводит к ошибкам сенсуализма и эмпиризма, а недооценка роли чувственного познания к ошибкам рационализма. Дилеммы сенсуализма и рационализма, эмпирических и теоретических методов научного познания были в диалектике сняты, не отвергнут ни один из этих подходов, но показано недостаточность каждого без противоположного для глубокого понимания предмета. Диалектика помогла увидеть, что уже на этапе восприятия надо учитывать стиль мышления, а в образовании чувственных представлений нельзя не учитывать роль памяти и воображения. В образовании даже именования предметов, создании исходных понятий немаловажную роль играют и ощущения с представлениями, и суждения с умозаключениями, а рассудок коррелирует с разумом.
Даже в понимании деятельности органов чувств по созданию ощущения важно учитывать диалектику субъективного и объективного, поскольку даже простейший из чувственных образов есть субъективный образ объективного мира. Однако и доныне отголоски ошибок в понимании связи чувственного и рационального в познании есть не только у метафизиков, но и тех, кто считает не безосновательно себя диалектиками. Лишь по мере дальнейшего изучения взаимодействия разных форм познания, всего многосложного процесса опережающего отражения человеком мира мы приближаемся к провозглашенному в диалектике идеалу, а в действительности и диалектики метафизичны доныне, зато метафизики во многом стали диалектичнее.
- Тема 1.Трудности выявления субъекта и объекта философии, специфика определения предмета.
- Тема 2. Мировоззренческая и критическая функции философии. Место и роль философии среди типов мировоззрения.
- 3.Связь мифологического и философского в картине мира человека. Первобытные, научные и политические мифы современности.
- Тема 4.Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии.
- 5.Отношения философии с религией.
- Тема 6.Связь философии с наукой. Гносеологическая и методологическая функции философии.
- 7.Философия и политика. Идеологическая и прогностическая функции философии.
- Тема 8. Проблемы аксиологии. Подлинные и мнимые нравственные ценности семьи, народа и общества.
- Тема 9. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
- Тема 10.Проблемы отчуждения. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность
- Тема 11. Влияние философских и религиозных ценностей на нравственность и духовность.
- Тема 12. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Умение множить красоту.
- Тема 13.Философская антропология. Человек в природе, культуре и системе социальных связей.
- Тема 14.Человек в историческом процессе.
- Тема 15.Философские проблемы антропосоциокультурогенеза человека.
- Тема 16. Проблемы жизни, смерти и бессмертия
- Тема 17.Влияние понимания смысла человеческого бытия
- Тема 18.Роль бессознательного, сознания и самосознания в формировании личности.
- Тема 36. Гносеология и эпистемология. Проблема истины и ее критериев. Познание и практика.
- Тема 37. Основные формы чувственного и рационального познания в их взаимосвязи.
- Тема 38. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание.
- Тема 39. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- Тема 40.Сознание и познание. Роль интуиции в познании и творчестве.
- Тема 41.Действительность и мышление, логика и язык.
- Тема 19.Философские аспекты понимания общества.
- Тема 20.Философия социальной структуры общества.
- Тема 21. Взаимосвязь основных сфер жизни общества, бытия и сознания.
- Тема 22. Философия права. Основы учения о правовом государстве и гражданском обществе.
- Тема 23. Формационная и цивилизационная концепции
- Тема 24. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
- Тема 25.Глобальные проблемы современности, создаваемые обществом, пути их решения.
- Тема 26. Духовная жизнь общества и главные формы ее развития. Духовные богатство и сила.
- Тема 27.Онтология. Единство мира.
- Тема 28. Проблемы понимания и изменения бытия, его самоорганизации.
- Тема 29.Движение и развитие, их основные формы.
- Тема 30. Связь представлений о пространстве и времени
- Тема 31. Проблемы происхождения, эволюции и сохранения жизни во Вселенной.
- Тема 32. Взаимосвязь материального и идеального на личностном и надличностном уровнях.
- Тема 33. Этапы взаимодействия природы и общества, проблемы коэволюции.
- Тема 34. Проблемы человечества, создаваемые природой начиная с 21 века, поиски решения.
- Тема 35. Философия культуры. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
- Тема 42.Структура научного познания, его формы. Фундаментальные и прикладные знания.
- Тема 43. Основные этапы развития научного исследования. Роль гипотез в философии.
- Тема 44. Эмпирический и теоретический уровни и методы научного познания.
- Тема 45. Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы диалектики и метафизики.
- Тема 46. Детерминизм и индетерминизм. Принцип каузальности в философии и науке.
- Тема 47.Динамические и статистические законы. Возможность и действительность.
- Тема 48. Философия науки и техники. Проблемы научно-технического прогресса.
- Тема 49. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.