logo
Лекции по философии

Тема 45. Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы диалектики и метафизики.

. Диалектика – это учение о единстве изменчивости и неизменности, о наиболее общих связях бытия, необходимости рассмотрения любого предмета всесторонне, но с пониманием важнейшей из сторон сейчас. Основные законы и категории объективной (диалектики природы и общественной жизни) и субъективной (диалектики мышления и познания мира субъектом) диалектики были изучены еще в Античности Гераклитом и Зеноном Элейским, Аристотель уже увидел их единство, а в Новое время доработаны и приведены к современным формулировкам Гегелем и Энгельсом идеалистическая и материалистическая диалектика. Идеалистическая диалектика исходит из монизма, в котором единство многообразия объясняется исходя из гипотезы о том, что материальное есть продукт развития духовного, а материалистическая диалектика, наоборот, считает идеальное и духовное продуктом естественного развития материальной природы.

Но всяческая диалектика имеет в основном единый категориальный аппарат и сходно понимаемые законы, поэтому можно диалектику в целом противопоставлять ее альтернативам. Альтернативами диалектики являются догматизм, абсолютизирующий неизменность и игнорирующий изменчивость, релятивизм, наоборот, абсолютизирующий изменчивость и игнорирующий устойчивость. Софист признает необходимость рассматривать предмет всесторонне, но в качестве главной стороны выдает важную для него, игнорируя ее важность для других и объективность. Эклектик рассматривает все стороны, факторы как равно важные, этим топит важное среди неважного, не видит иерархичности, логической последовательности в поворотах предмета к нам. Диалектик не может согласиться с тем, что все важно, все правы и все равны. С подачи Гегеля все альтернативы диалектики называются одним словом: метафизика.

Мы рассмотрели только 4 разновидности метафизики: догматизм и релятивизм, софистику и эклектику. Диалектика и метафизика дополняют друг друга: диалектика изучает всеобщие связи, стремится к всестороннему знанию предмета. А метафизика изучает конкретно что с чем и как связано, свойства каждой из сторон предмета, абстрагируясь от других сторон и иных связей. Но пока не знаем каждой из сторон, мы всесторонне рассматривать предмет не можем, пока не знаем каждой из связей, мы всеобщие из них выявить не можем. Следовательно, диалектика невозможна без предшествующего метафизического этапа. Но метафизика невозможна без диалектики, ибо знать часть предмета без знания ее места и роли в целом – это не понимать даже структуры правильно.

Для понимания общего надо знать части, из которых это целое состоит, но знание только частей не есть еще знание общего, ибо у общего есть свойства, которых нет ни у одной из частей, но от которых зависит, из каких частей это целое состоит и как будут меняться состав и структура целого. Семья, производственный коллектив состоят из людей, зная которых, мы уже кое- что знаем, но далеко не все. Состав семьи и трудового коллектива зависит и от государственной политики семьи или субсидий фермерам, от мировой экономики и природных катаклизмов и т.д. Но от того, любят ли супруги друг друга и детей папа, от отношений в коллективе зависит тоже немало, в том числе и будут ли их внешние трудности сплачивать, закалять, или разгонят спасаться врозь.

В рассуждениях метафизика отличишь от диалектика тем, что, где метафизик категорично говорит: «либо-либо», там диалектик не исключает «как то, так и другое», «и, или, а не из одной крайности в другую, хотя диалектики крайности не исключают и «золотой середины» не ищут». Метафизик видит либо внешние причины и движущие силы, либо внутренние, самоизменение предмета, либо количественные перемены, либо качественные. А диалектик видит связь внешних и внутренних изменений, количественных и качественных. Дарвин видит только эволюцию живой природы, а Ламарк только катастрофы как источник изменения живущих на Земле видов, а Энгельс видит связь эволюции с революциями, учитывает влияние и катастроф, и накопившихся достаточно больших количеств, чтобы предмет изменился качественно.

Метафизик абсолютизирует при рассмотрении либо единство противоположностей, либо их борьбу, а диалектик рассматривает единство в борьбе и борьбу за и против единства. Метафизик рассматривает разные виды отрицаний состояния предмета, а диалектика интересует тот вид отрицания, при котором обеспечивается преемственность развития, поскольку диалектика и есть учение о развитии прежде всего.

Метафизик либо превозносит чувственный опыт как источник достоверных знаний, либо интеллект как способ проникновения в сущность предметов. А диалектик показывает связи чувств и разума, их относительную самостоятельность и независимость в познавательном процессе, но показывает и преимущества взаимосогласованной деятельности чувств и разума, выявляет их прямые и обратные связи, роль мышления в работе органов чувств и роль органов чувств в мышлении. Метафизик рассматривает по отдельности каждую из трех форм чувственного познания (ощущения, восприятия и представления) и каждую из трех форм рационального познания (понятия, суждения и умозаключения). А диалектик выясняет, как из синтеза ощущений получается восприятие, из синтеза существенно общего в восприятиях образуется представление, из упорядоченных языком понятий образуется суждение, а из суждений возникают умозаключения, на основе которых обновляется содержание понятий или возникает новое понятие.

Метафизическая недооценка роли рационального познания в науке приводит к ошибкам сенсуализма и эмпиризма, а недооценка роли чувственного познания к ошибкам рационализма. Дилеммы сенсуализма и рационализма, эмпирических и теоретических методов научного познания были в диалектике сняты, не отвергнут ни один из этих подходов, но показано недостаточность каждого без противоположного для глубокого понимания предмета. Диалектика помогла увидеть, что уже на этапе восприятия надо учитывать стиль мышления, а в образовании чувственных представлений нельзя не учитывать роль памяти и воображения. В образовании даже именования предметов, создании исходных понятий немаловажную роль играют и ощущения с представлениями, и суждения с умозаключениями, а рассудок коррелирует с разумом.

Даже в понимании деятельности органов чувств по созданию ощущения важно учитывать диалектику субъективного и объективного, поскольку даже простейший из чувственных образов есть субъективный образ объективного мира. Однако и доныне отголоски ошибок в понимании связи чувственного и рационального в познании есть не только у метафизиков, но и тех, кто считает не безосновательно себя диалектиками. Лишь по мере дальнейшего изучения взаимодействия разных форм познания, всего многосложного процесса опережающего отражения человеком мира мы приближаемся к провозглашенному в диалектике идеалу, а в действительности и диалектики метафизичны доныне, зато метафизики во многом стали диалектичнее.