logo
Лекции по философии

Тема 10.Проблемы отчуждения. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность

Человек не полностью свободен. Хотя степеней свобод нам и природа, и общество даровали немало, только редкий человек умеет ими пользоваться. Полной свободы у человека не может быть уже потому, что ему необходимо вовремя удовлетворять свои природные и общественные потребности и желания. Природа и общество жестоко наказывают желающих не считаться с их законами. Любая свобода человека – это свобода от чего-то, для чего-то и насколько-то, при одновременной зависимости от другого. «Когда я могу делать то, что хочу, я свободен, но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости» (Вольтер). Гегель назвал свободой осознанную необходимость, показав этим важнейшее, от чего зависят свободы человека. «Мы не свободны достичь того или иного, но свободны сделать или не сделать необходимое» (О.Шпенглер). Однако если своевременно не сделаем необходимое, то за эту свободу заплатим. Можно освободить себя от посещения занятий и экзамена, но тогда уходи из вуза. Необходимость – это что не хочется человеку, но он делает усилием воли, чтобы удовлетворить более значимое для него желание. Поэтому свобода выбора есть у человека всегда, даже умереть можно по- разному, а уж прожить мы свободнее как хотим, но в рамках возможного и необходимого.

Природа и общество предписывают человеку считаться с необходимостями, обязанностями, благодарно заботиться о себе и других, без кого тебе не достичь желанного. Человек свободен, когда ничего не хочет и ничего не надо, но зачем тогда и свобода? Свобода не от желаний, а от несбыточных желаний, вредных привычек не помешает. Если человек независим в суждениях и решениях, не порабощен любовью или идеями, деньгами или вещами, он свободен. Но если он свободен от семейных обязанностей и интересной профессиональной деятельности, талантов и вдохновения, дружбы и любви, то жил ли он как человек? Мы никогда не будем свободны от природно-географических условий, генотипа и бессознательных природных влечений и необходимости удовлетворять природные потребности. Мы никогда не будем свободны от жизни в обществе себе подобных людей. Но в рамках того, от чего мы никогда не будем свободны, у нас целый океан свобод выбора способов реализации себя как человека в природе и обществе. Необходимо только не дать себя поработить даже идее свободы.

Мы свободны поступать в вуз или нет, вступать в брак или нет, но выбрав свободно одно, мы за свой выбор уже несем ответственность как минимум перед родителями и будущими детьми, перед собой. «Свобода означает ответственность – вот почему все боятся ее» (Б.Шоу). Свобода сладка, к ней стремятся все, кто не может удовлетворить свои высшие (духовные) или низшие (материальные) потребности, а у кого потребности удовлетворяются или не развиты, тем свобода не нужна. Свобода купаться в домашнем бассейне не нужна тому, у кого есть бассейн и не надо таскать в него воду. Но как только воды надо натаскать, человек задумывается, не лучше ли отказаться от бассейна и довольствоваться ванной или душевой? Семейная жизнь дает много свобод, о которых холостяк мечтает (хотя бы видеть любимого человека когда захочешь), но когда окольцованный и закованный в цепи Гименея человек разглядит сколько ответственности на него взвалилось, о которых и не догадывался, он может струсить, или действительно это ему окажется с годами не по силам (слышать всю жизнь глупости, видеть потребительское отношение к себе). Чтобы свободой можно было пользоваться, ее всегда нужно ограничить, тогда ответственность станет посильной. Но ограничение свободы рассматривается как покушение на них и вызывает протест, как и попытки призвать к ответственности за взятые свободы. Если я хочу ночью свободно слушать музыку без наушников, я должен понести ответственность перед разбуженными мною, прежде всего соседними детьми, стариками, что не заснут уже, и теми, кому утром на работу. Уважение прав других людей на те же свободы – обязанность каждого из нас, за невыполнение которой есть ответственность по закону. За свободу поселиться на вулкане или заливаемом участке мы отвечаем имуществом или жизнью. Кто не умеет свободно рисковать, тот не знает многих радостей, но ответственностей тоже. Если люди бегут от свободы, то они бегут от ответственности за неверно выбранный вариант поведения. Кто не может сам прокормить свое тело, лишает себя внешней свободы, нанимаясь работать на другого, перед которым теперь будет отвечать. Кто не стал свободным душой и духовно, тот отдаст свою внутреннюю свободу и будет за это отвечать утратой многих не только радостей и ответственностей, но и смыслов своей жизни. За свободомыслие всегда приходится отвечать, но разве можно назвать мыслящими тех, кто не свободомыслящий? Жить в природе, обществе и в культуре и быть свободными от них и безответственными перед ними и собой кто сможет? Каждый сам решает, во имя чего, зачем что-то делать, чем наполнять время своей жизни: бессмысленным дерганьем в ответ на раздражители, рабским презрением к труду и стремлением к свободе от труда, или осознанным свободным участием в преобразовании мира по идеалам культуры своим посильным трудом, не боясь ответственности за ошибки, от которых не свободен никто, даже ничего не делающий. Лучше ответственность за реализованные свободы, чем жить без свобод