Тема 10.Проблемы отчуждения. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность
Человек не полностью свободен. Хотя степеней свобод нам и природа, и общество даровали немало, только редкий человек умеет ими пользоваться. Полной свободы у человека не может быть уже потому, что ему необходимо вовремя удовлетворять свои природные и общественные потребности и желания. Природа и общество жестоко наказывают желающих не считаться с их законами. Любая свобода человека – это свобода от чего-то, для чего-то и насколько-то, при одновременной зависимости от другого. «Когда я могу делать то, что хочу, я свободен, но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости» (Вольтер). Гегель назвал свободой осознанную необходимость, показав этим важнейшее, от чего зависят свободы человека. «Мы не свободны достичь того или иного, но свободны сделать или не сделать необходимое» (О.Шпенглер). Однако если своевременно не сделаем необходимое, то за эту свободу заплатим. Можно освободить себя от посещения занятий и экзамена, но тогда уходи из вуза. Необходимость – это что не хочется человеку, но он делает усилием воли, чтобы удовлетворить более значимое для него желание. Поэтому свобода выбора есть у человека всегда, даже умереть можно по- разному, а уж прожить мы свободнее как хотим, но в рамках возможного и необходимого.
Природа и общество предписывают человеку считаться с необходимостями, обязанностями, благодарно заботиться о себе и других, без кого тебе не достичь желанного. Человек свободен, когда ничего не хочет и ничего не надо, но зачем тогда и свобода? Свобода не от желаний, а от несбыточных желаний, вредных привычек не помешает. Если человек независим в суждениях и решениях, не порабощен любовью или идеями, деньгами или вещами, он свободен. Но если он свободен от семейных обязанностей и интересной профессиональной деятельности, талантов и вдохновения, дружбы и любви, то жил ли он как человек? Мы никогда не будем свободны от природно-географических условий, генотипа и бессознательных природных влечений и необходимости удовлетворять природные потребности. Мы никогда не будем свободны от жизни в обществе себе подобных людей. Но в рамках того, от чего мы никогда не будем свободны, у нас целый океан свобод выбора способов реализации себя как человека в природе и обществе. Необходимо только не дать себя поработить даже идее свободы.
Мы свободны поступать в вуз или нет, вступать в брак или нет, но выбрав свободно одно, мы за свой выбор уже несем ответственность как минимум перед родителями и будущими детьми, перед собой. «Свобода означает ответственность – вот почему все боятся ее» (Б.Шоу). Свобода сладка, к ней стремятся все, кто не может удовлетворить свои высшие (духовные) или низшие (материальные) потребности, а у кого потребности удовлетворяются или не развиты, тем свобода не нужна. Свобода купаться в домашнем бассейне не нужна тому, у кого есть бассейн и не надо таскать в него воду. Но как только воды надо натаскать, человек задумывается, не лучше ли отказаться от бассейна и довольствоваться ванной или душевой? Семейная жизнь дает много свобод, о которых холостяк мечтает (хотя бы видеть любимого человека когда захочешь), но когда окольцованный и закованный в цепи Гименея человек разглядит сколько ответственности на него взвалилось, о которых и не догадывался, он может струсить, или действительно это ему окажется с годами не по силам (слышать всю жизнь глупости, видеть потребительское отношение к себе). Чтобы свободой можно было пользоваться, ее всегда нужно ограничить, тогда ответственность станет посильной. Но ограничение свободы рассматривается как покушение на них и вызывает протест, как и попытки призвать к ответственности за взятые свободы. Если я хочу ночью свободно слушать музыку без наушников, я должен понести ответственность перед разбуженными мною, прежде всего соседними детьми, стариками, что не заснут уже, и теми, кому утром на работу. Уважение прав других людей на те же свободы – обязанность каждого из нас, за невыполнение которой есть ответственность по закону. За свободу поселиться на вулкане или заливаемом участке мы отвечаем имуществом или жизнью. Кто не умеет свободно рисковать, тот не знает многих радостей, но ответственностей тоже. Если люди бегут от свободы, то они бегут от ответственности за неверно выбранный вариант поведения. Кто не может сам прокормить свое тело, лишает себя внешней свободы, нанимаясь работать на другого, перед которым теперь будет отвечать. Кто не стал свободным душой и духовно, тот отдаст свою внутреннюю свободу и будет за это отвечать утратой многих не только радостей и ответственностей, но и смыслов своей жизни. За свободомыслие всегда приходится отвечать, но разве можно назвать мыслящими тех, кто не свободомыслящий? Жить в природе, обществе и в культуре и быть свободными от них и безответственными перед ними и собой кто сможет? Каждый сам решает, во имя чего, зачем что-то делать, чем наполнять время своей жизни: бессмысленным дерганьем в ответ на раздражители, рабским презрением к труду и стремлением к свободе от труда, или осознанным свободным участием в преобразовании мира по идеалам культуры своим посильным трудом, не боясь ответственности за ошибки, от которых не свободен никто, даже ничего не делающий. Лучше ответственность за реализованные свободы, чем жить без свобод
- Тема 1.Трудности выявления субъекта и объекта философии, специфика определения предмета.
- Тема 2. Мировоззренческая и критическая функции философии. Место и роль философии среди типов мировоззрения.
- 3.Связь мифологического и философского в картине мира человека. Первобытные, научные и политические мифы современности.
- Тема 4.Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии.
- 5.Отношения философии с религией.
- Тема 6.Связь философии с наукой. Гносеологическая и методологическая функции философии.
- 7.Философия и политика. Идеологическая и прогностическая функции философии.
- Тема 8. Проблемы аксиологии. Подлинные и мнимые нравственные ценности семьи, народа и общества.
- Тема 9. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
- Тема 10.Проблемы отчуждения. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность
- Тема 11. Влияние философских и религиозных ценностей на нравственность и духовность.
- Тема 12. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Умение множить красоту.
- Тема 13.Философская антропология. Человек в природе, культуре и системе социальных связей.
- Тема 14.Человек в историческом процессе.
- Тема 15.Философские проблемы антропосоциокультурогенеза человека.
- Тема 16. Проблемы жизни, смерти и бессмертия
- Тема 17.Влияние понимания смысла человеческого бытия
- Тема 18.Роль бессознательного, сознания и самосознания в формировании личности.
- Тема 36. Гносеология и эпистемология. Проблема истины и ее критериев. Познание и практика.
- Тема 37. Основные формы чувственного и рационального познания в их взаимосвязи.
- Тема 38. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание.
- Тема 39. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- Тема 40.Сознание и познание. Роль интуиции в познании и творчестве.
- Тема 41.Действительность и мышление, логика и язык.
- Тема 19.Философские аспекты понимания общества.
- Тема 20.Философия социальной структуры общества.
- Тема 21. Взаимосвязь основных сфер жизни общества, бытия и сознания.
- Тема 22. Философия права. Основы учения о правовом государстве и гражданском обществе.
- Тема 23. Формационная и цивилизационная концепции
- Тема 24. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
- Тема 25.Глобальные проблемы современности, создаваемые обществом, пути их решения.
- Тема 26. Духовная жизнь общества и главные формы ее развития. Духовные богатство и сила.
- Тема 27.Онтология. Единство мира.
- Тема 28. Проблемы понимания и изменения бытия, его самоорганизации.
- Тема 29.Движение и развитие, их основные формы.
- Тема 30. Связь представлений о пространстве и времени
- Тема 31. Проблемы происхождения, эволюции и сохранения жизни во Вселенной.
- Тема 32. Взаимосвязь материального и идеального на личностном и надличностном уровнях.
- Тема 33. Этапы взаимодействия природы и общества, проблемы коэволюции.
- Тема 34. Проблемы человечества, создаваемые природой начиная с 21 века, поиски решения.
- Тема 35. Философия культуры. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
- Тема 42.Структура научного познания, его формы. Фундаментальные и прикладные знания.
- Тема 43. Основные этапы развития научного исследования. Роль гипотез в философии.
- Тема 44. Эмпирический и теоретический уровни и методы научного познания.
- Тема 45. Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы диалектики и метафизики.
- Тема 46. Детерминизм и индетерминизм. Принцип каузальности в философии и науке.
- Тема 47.Динамические и статистические законы. Возможность и действительность.
- Тема 48. Философия науки и техники. Проблемы научно-технического прогресса.
- Тема 49. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.