3.Связь мифологического и философского в картине мира человека. Первобытные, научные и политические мифы современности.
Логично излагаемая, рациональная составляющая любого типа мировоззрения называется картиной мира, в ней стремление дать теоретическое миропонимание. В любой картине мира виден синтез представлений об общем устройстве мироздания, механизме его функционирования и принципах развития. Картина мира оформляет тип мировоззрения человека, народа, эпохи. Первая историческая форма целостного восприятия мира и ориентации в нем есть мифология. Важной функцией мифа было в древности закрепление сложившихся в обществе традиций и норм отношений в обществе и природе. Характерной чертой мифологической картины мира стал перенос основных черт человеческого рода на мироздание, то-есть антропоморфизм. Став началом познания мира в его целостности, благодаря действительному родству человека с другими предметами и явлениями природы мифология многое прояснила, сняв страхи перед непонятной средой обитания. Но экстраполяция мифологией человеческих свойств и отношений на остальной мир и его части вскоре показала свою недостаточность, ибо, как в живой, так и в неживой природе, пренебрегать отличием от нас других предметов неверно и опасно. Чтобы дополнить мифологические представления чем-то новым, надо было освободиться от обаяния упрощенных «легко, это вот так и не как иначе» или «ужасно трудно, невозможно понять». Силы притяжения мифологических объяснений событий даже не каждый взрослый может преодолеть, но без этого нет взросления.
Философия и зародилась как один из способов высвобождения из мифов еще в переходный от первобытности к цивилизации период «детства человечества». Древнейшей и единственной в ту пору форме духовно-практического освоения мира собирателей надо было противопоставить картину мира для производителей, не только потребителей, но и созидателей. И доныне многочисленные группы населения стараются остаться детьми-нахлебниками природы и трудящихся, поэтому философия и дальше будет нужна в роли вытесняющей мифы силы, поскольку все мы родом из детства, все мы мифологи в дошкольном возрасте, лишь в юности имея шанс стать свободными, или не стать, оставшись пожизненно паразитирующими детьми. Из-за того, что мифологическая картина мира космоцентрична, мы видим характерной чертой философии древних цивилизаций и античного мира также космоцентризм, только свободный от неизбежной для мифологических аналогий «хромоты», синкретизма, символизма и прочих недостатков. Философствующий человек Античности увидел себя как срез Вселенных внутри себя и вокруг, снаружи, как микрокосмос, единый по устройству с макрокосмосом. Если люди лишь часть мира, они могут мир познать и менять, созидая более уютные и сытные условия бытия в мире, быть не нахлебниками, а сами творцами. Но мифы хорошо ориентировали людей в условиях успевавшей кормить человека природы и дезориентировали человека в условиях опережающего прирост продуктов питания роста численности населения людей. Привычки верить мифам надо было потеснить, менять.
Детскость мифов проявляется, во-первых, в неверном сравнении неизвестного, нового с известным, бывшим. В мифе человек сравнивает предметы чаще всего не по существенным признакам, а по поверхностному единичному сходству, случайной близости и без учета не только существенных и несущественных различий, но и несравнимого в принципе. Философия видит общее между любыми предметами и не путает тождественно общее с внешней похожестью, совпадениями, а несущественным различиям не позволяет превращаться в существенные. При этом существенные различия не пытается преодолеть, считаясь с ними как реальностью: он такой и иным быть не может. Детским мифам присущи доныне гилозоизм, символизм, тотемизм, фетишизм, с которыми надо уметь своевременно проститься. Во-вторых, миф – это игра воображения. Миф развивает творческие способности человека. Но миф - не сказка, ибо в основе мифа не «голая» фантазия, а факты, лишь неверно интерпретированные. Например, факт, что «выживает сильнейший», мифолог понимает как призыв качать мышцы и бесстыдство, а философствующая наука давно доказала, что это неверно, а правильно понимать этот тезис: преимущество в эволюции видов, включая наш, у сильнейшего интеллектом, друзьями и здоровыми потребностями. Через философские сомнения и научные доказательства люди ищут все более верное понимание этих фактов. Мифология дает гипотезы и мнимые победы над невежеством и неумением, значит и страхами, дает веру в себя и надежду на успех в деятельности. Мифологемы – это грубые, примитивные или чрезмерно усложненные объяснения фактов, но от этого не свободна даже наука.
В-третьих, миф – это коллективный или индивидуальный синкретичный вымысел. В мифе все недифференцированно, как в яйце будущие конечности и органы организма. В мифе даже не переплетены, а сплавлены религиозные моменты с научными, художественными и философскими. Мифы ярко представлены в древнейших произведениях письменности или устных былинах разных народов мира. Но и современная наука несвободна от сотворения новых мифов, когда ученый дает объяснения открытым им фактам только исходя из экстраполяции знаний своей науки, не привлекая смежные. Научные ошибки неизбежны хотя бы из-за невозможности сразу знать, от каких «болезней» поможет твое «лекарство», а желание считать твои взгляды универсальными уже неизбежно мифологично. Стремясь к цельному и совершенному знанию, ученые совершают подвиги познания, но редко кто из людей науки свободен от пороков упрощения.
Адепты очередного модного научного открытия неизбежно мифологизируют его, пытаясь «все объяснить» теориями, например, дарвиновской эволюции, электронами или волнами, теорией относительности или радиоактивности. Философская ироничность помогает противостоять модным увлечениям. Так В.И.Вернадский не поддался увлечению биологов-дарвинистов все сводить к изменениям под влиянием среды и естественного отбора и показал, что бактерии могут мутировать, но совершенно не эволюционируют в любой среде, открыв принцип неизменности количества жизни на Земле и внутреннюю законосообразность развития организмов в дополнение к изменениям под влиянием среды. Особенно современные мифы опасны в политике, порождая все новые социальные утопии. Критичность философии помогает понять неизбежный крах любого политика и любой политической идеи, если они не способны сами к опережающему события развитию и не подготовят себе своевременную смену идей и вождей. Миф о незаменимости властвующего опытного политика с его работоспособной командой делает прекрасную, но устаревшую идею отвратительной для все большего числа даже прежних сторонников, а пытающихся руководствоваться даже не извращенной, но одряхлевшей идеей вождей превращает в позор нации. Даже если гениальный политик угадал результирующее направление интересов всех людей, его не выберут уже потому, что полностью ни одну политическую силу не устраивает и не даст инерция превратить синусоиду развития сразу в «золотую середину». Философы тоже не свободны от мифов, но, (как врачи от болезней), они быстрее распознают новый «вирус» мифа и быстрее выздоравливают с помощью иронично внимательного отношения. «Человечество смеясь прощается с прошлым» (Г.Гегель).
ЛК II. Метафилософия об искусстве, религии, науке, политике.
- Тема 1.Трудности выявления субъекта и объекта философии, специфика определения предмета.
- Тема 2. Мировоззренческая и критическая функции философии. Место и роль философии среди типов мировоззрения.
- 3.Связь мифологического и философского в картине мира человека. Первобытные, научные и политические мифы современности.
- Тема 4.Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии.
- 5.Отношения философии с религией.
- Тема 6.Связь философии с наукой. Гносеологическая и методологическая функции философии.
- 7.Философия и политика. Идеологическая и прогностическая функции философии.
- Тема 8. Проблемы аксиологии. Подлинные и мнимые нравственные ценности семьи, народа и общества.
- Тема 9. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
- Тема 10.Проблемы отчуждения. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность
- Тема 11. Влияние философских и религиозных ценностей на нравственность и духовность.
- Тема 12. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Умение множить красоту.
- Тема 13.Философская антропология. Человек в природе, культуре и системе социальных связей.
- Тема 14.Человек в историческом процессе.
- Тема 15.Философские проблемы антропосоциокультурогенеза человека.
- Тема 16. Проблемы жизни, смерти и бессмертия
- Тема 17.Влияние понимания смысла человеческого бытия
- Тема 18.Роль бессознательного, сознания и самосознания в формировании личности.
- Тема 36. Гносеология и эпистемология. Проблема истины и ее критериев. Познание и практика.
- Тема 37. Основные формы чувственного и рационального познания в их взаимосвязи.
- Тема 38. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание.
- Тема 39. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- Тема 40.Сознание и познание. Роль интуиции в познании и творчестве.
- Тема 41.Действительность и мышление, логика и язык.
- Тема 19.Философские аспекты понимания общества.
- Тема 20.Философия социальной структуры общества.
- Тема 21. Взаимосвязь основных сфер жизни общества, бытия и сознания.
- Тема 22. Философия права. Основы учения о правовом государстве и гражданском обществе.
- Тема 23. Формационная и цивилизационная концепции
- Тема 24. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
- Тема 25.Глобальные проблемы современности, создаваемые обществом, пути их решения.
- Тема 26. Духовная жизнь общества и главные формы ее развития. Духовные богатство и сила.
- Тема 27.Онтология. Единство мира.
- Тема 28. Проблемы понимания и изменения бытия, его самоорганизации.
- Тема 29.Движение и развитие, их основные формы.
- Тема 30. Связь представлений о пространстве и времени
- Тема 31. Проблемы происхождения, эволюции и сохранения жизни во Вселенной.
- Тема 32. Взаимосвязь материального и идеального на личностном и надличностном уровнях.
- Тема 33. Этапы взаимодействия природы и общества, проблемы коэволюции.
- Тема 34. Проблемы человечества, создаваемые природой начиная с 21 века, поиски решения.
- Тема 35. Философия культуры. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
- Тема 42.Структура научного познания, его формы. Фундаментальные и прикладные знания.
- Тема 43. Основные этапы развития научного исследования. Роль гипотез в философии.
- Тема 44. Эмпирический и теоретический уровни и методы научного познания.
- Тема 45. Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы диалектики и метафизики.
- Тема 46. Детерминизм и индетерминизм. Принцип каузальности в философии и науке.
- Тема 47.Динамические и статистические законы. Возможность и действительность.
- Тема 48. Философия науки и техники. Проблемы научно-технического прогресса.
- Тема 49. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.