Тема 49. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.
В развитии научных знаний можно выделить этапы спокойного количественного накопления и затем быстрой смены самих основных принципов. Почти у каждой теории есть альтернативная. Конкуренция научно-исследовательских программ некоторое время обеспечивает прогрессивное развитие науки, но, незаметно, стадия меняется через стагнацию на регрессивную, поскольку дальнейшие трансформации данных гипотез становятся невозможны, гипотезы вырождаются. Данные истории науки говорят, что безупречных теорий не бывает, в любой есть аномалии (необъяснимые факты). После очередного прорыва к более верному пониманию и объяснению фактов всегда возникало представление, что дальнейшее развитие новой теории объяснит и факты, оставшиеся неясными, но со временем открываются все новые и новые факты, которые эта прекрасная теория не в силах объяснить. Особенно прорыв в новые миры: атома, затем ядра атома, к темным энергиям и материям, к вирусам и биоценозам,..
Теория прежняя, конечно, и объяснила многое, и помогла открыть новые факты, но не в силах их трактовать в рамках своих основных положений. На смену эволюционному развитию, кумулятивному росту укрепления теории приходит время недоверия и отказа от теории, скачкообразного перехода к новой теории. Головоломки и аномалии прежней теории находят ответы в рамках выполнения новой программы исследований. Поле нерешенных задач вспахивается новыми гипотезами, прежние задачи по-новому решаются тоже, но совершенных программ не бывает. Опять появляются упрямые факты, опять несерьезные облачка на горизонте превращаются в грозовые тучи, в науке возникает стагнация и симптомы ее вырождения, необходимость отказа от программы, замены подходов, методов и даже принципов. Наука опять меняет направление и темп развития, готовя в жизни общества революции техническую, социально-экономическую и духовно-нравственную. А последняя готовит новую научную, и так без конца, перманентно, как подметил Карл Поппер.
Но это понимание вполне соответствует диалектике Гегеля-Энгельса, все основные законы диалектики вполне применимы и к научному прогрессу. Наукой движут противоречия фактов и теорий, дифференциации и интеграции знаний, научных принципов и практики их применения. Противоречия традиций и новаций, которые сначала укрепляют традицию, а затем незаметно ее разрушают и подготавливают создание новой. Между науками ломаются перегородки, отделяющие одну науку от другой (ведь в природе нет перегородок, они в науках создаются искусственно на время, которое заканчивается, когда открытия выходят за рамки «чистой» физики, химии и пр.). Между науками происходит взаимообмен методами и приемами исследования и возникают новые науки: физическая химия, биофизика, астрофизика, биогеохимия,.. Несколько теорий, связанных между собой едиными принципами, одним типом рациональности, составляют научно-исследовательскую программу.
Смены типов рациональности – это самые коренные преобразования во всех науках друг за другом, смена самих фундаментальных принципов. Тип рациональности представляет собой единую картину мира и единую систему принципов и методов изучения объектов, единую парадигму (одни стандарты, образцы приемов изучения для данного сообщества ученых). Наиболее важными типами рациональности были: античный, классический, неклассический и постнеклассический.
Античный тип рациональности оформился Аристотелем, он заключался в отказе от рецептурности и сакральности (жреческого назначения науки) и в использовании гипотез и их логических доказательств. От голой эмпирии Аристотель перевел науки к чистой теории, вооружил их математическими методами доказательств.
Классический тип рациональности был создан философами и учеными в эпоху от Галилея по Ньютона. Он опирался на наблюдение и эксперимент, матанализ и принцип детерминизма, стремился к объективной истине на языке формул. Но он страдал редукционизмом (сведение сложного к совокупности изучаемых простых частей) и догматизму (предмет рассматривался вне развития).
Неклассический тип рациональности возник в связи с открытиями Дарвина, Энштейна и Бора, заставившими рассматривать мир не статично, а в динамике и через принципы относительности и дополнительности, вероятности и системности, эксперимент заменить моделированием. Релятивизмом был заменен догматизм, Вселенная рассмотрена как нестационарная, истины все как относительные.
Постнеклассический тип рациональности только еще складывается, но уже отличается от предыдущего тем, что в междисциплинарных исследованиях проблемы решаются комплексно объединенными усилиями представителей нескольких наук при их активном диалоге, внимание привлечено к самоуправлению открытых систем и синергетическому их самопроизвольному появлению, а затем нелинейному развитию с флуктуациями в точках бифуркаций. Активно используется трехмерное компьютерное моделирование для создания метатеорий на универсальных языках. Утверждается синтез фундаментальных и прикладных задач исследования, единство гуманитарных и естественнонаучных программ исследования.
- Тема 1.Трудности выявления субъекта и объекта философии, специфика определения предмета.
- Тема 2. Мировоззренческая и критическая функции философии. Место и роль философии среди типов мировоззрения.
- 3.Связь мифологического и философского в картине мира человека. Первобытные, научные и политические мифы современности.
- Тема 4.Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии.
- 5.Отношения философии с религией.
- Тема 6.Связь философии с наукой. Гносеологическая и методологическая функции философии.
- 7.Философия и политика. Идеологическая и прогностическая функции философии.
- Тема 8. Проблемы аксиологии. Подлинные и мнимые нравственные ценности семьи, народа и общества.
- Тема 9. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
- Тема 10.Проблемы отчуждения. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность
- Тема 11. Влияние философских и религиозных ценностей на нравственность и духовность.
- Тема 12. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Умение множить красоту.
- Тема 13.Философская антропология. Человек в природе, культуре и системе социальных связей.
- Тема 14.Человек в историческом процессе.
- Тема 15.Философские проблемы антропосоциокультурогенеза человека.
- Тема 16. Проблемы жизни, смерти и бессмертия
- Тема 17.Влияние понимания смысла человеческого бытия
- Тема 18.Роль бессознательного, сознания и самосознания в формировании личности.
- Тема 36. Гносеология и эпистемология. Проблема истины и ее критериев. Познание и практика.
- Тема 37. Основные формы чувственного и рационального познания в их взаимосвязи.
- Тема 38. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание.
- Тема 39. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- Тема 40.Сознание и познание. Роль интуиции в познании и творчестве.
- Тема 41.Действительность и мышление, логика и язык.
- Тема 19.Философские аспекты понимания общества.
- Тема 20.Философия социальной структуры общества.
- Тема 21. Взаимосвязь основных сфер жизни общества, бытия и сознания.
- Тема 22. Философия права. Основы учения о правовом государстве и гражданском обществе.
- Тема 23. Формационная и цивилизационная концепции
- Тема 24. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
- Тема 25.Глобальные проблемы современности, создаваемые обществом, пути их решения.
- Тема 26. Духовная жизнь общества и главные формы ее развития. Духовные богатство и сила.
- Тема 27.Онтология. Единство мира.
- Тема 28. Проблемы понимания и изменения бытия, его самоорганизации.
- Тема 29.Движение и развитие, их основные формы.
- Тема 30. Связь представлений о пространстве и времени
- Тема 31. Проблемы происхождения, эволюции и сохранения жизни во Вселенной.
- Тема 32. Взаимосвязь материального и идеального на личностном и надличностном уровнях.
- Тема 33. Этапы взаимодействия природы и общества, проблемы коэволюции.
- Тема 34. Проблемы человечества, создаваемые природой начиная с 21 века, поиски решения.
- Тема 35. Философия культуры. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
- Тема 42.Структура научного познания, его формы. Фундаментальные и прикладные знания.
- Тема 43. Основные этапы развития научного исследования. Роль гипотез в философии.
- Тема 44. Эмпирический и теоретический уровни и методы научного познания.
- Тема 45. Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы диалектики и метафизики.
- Тема 46. Детерминизм и индетерминизм. Принцип каузальности в философии и науке.
- Тема 47.Динамические и статистические законы. Возможность и действительность.
- Тема 48. Философия науки и техники. Проблемы научно-технического прогресса.
- Тема 49. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.