logo
Лекции по философии

Тема 9. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.

Свобода совести и экобиоэтика.

Мораль представляет собой совокупность групповых норм поведения для каждого члена малой или большой социальной группы. Требования группы не все могут быть оформлены в виде норм права, к ненаказуемому законом отклоняющемуся поведению могут быть применены санкции морали: остракизм (мы с тобой не играем, не разговариваем, не хотим иметь дела), высмеивание пороков (проявлений лени, лживости, дилетантизма или обскурантизма, злословия или бесстыжего любопытства и пр.). Мораль требует проявления к людям не обязательно дружественности и братской любви, но обязательно ко всем уважительности, а к определенным людям корректности, учтивости, любезности, тактичности. Мораль осуждает несдержанность, болтливость, эгоизм, а одобряет и поощряет тщательное выполнение обязанностей, хорошие манеры, справедливость.

Справедливость не может пониматься одинаково разными людьми: бедным представляется справедливым равенство с богатыми, а богатым – неравенство. Многие женщины борются за равенство с мужчинами, но далеко не все. Детям со взрослыми, малым народам с многочисленными хочется равенства, но редко наоборот бывает. С точки зрения уравнительности несправедливо распределены между людьми здоровье и красота, таланты и рост, земли и животный мир. Справедливость в первобытном обществе понималась как работа всех в общий котел, а в классовом обществе каждый ест свое и опирается на себя, а не общину. Из-за различия в понимании справедливости велись кровопролитные войны и тянулись бесконечные тяжбы в судах.

Чтобы классы не уничтожили друг друга в борьбе за «справедливое распределение» было создано право. Совокупность наиболее опасных для существования общества норм поведения получила законодательное оформление и поддержку государства. Если на охране норм нравственности лишь совесть, а норм морали лишь общественное мнение, то на охране норм права следственные органы и прокуратура, суды и исправительные учреждения, армия работников министерства внутренних дел и добровольные объединения по поддержанию порядка. Прежде всего все эти институты созданы для применения узаконенного насилия к тем, кто применяет насилие противозаконное.

Не видеть, что мы живем в мире постоянно растущего насилия и растущего противодействия ему, может лишь тот, кто не хочет. Но «тот, кто надевает на глаза шоры, должен помнить, что в комплект входят узда и кнут»(С.Ежи Ленц). Насилие может порождать цепную реакцию ответного насилия, а может и превращать рецидивы уголовных и должностных преступлений в редкость, случайности, если общество высоконравственно и мораль действенна. Мы живем в эпоху кризиса нравственности, морали и права, когда опыт ненасильственного решения спорных вопросов за столом переговоров путем компромиссов где утрачен, а где еще не накоплен. Общий кризис культуры в связи с обострившейся борьбой за мировое господство и переделом собственности на оставшиеся ресурсы планеты напоминает всем, что нравственный прогресс, вооруженность ненасильственными средствами воздействия первостепенны.

Неэффективность и возрастающую опасность более легкого способа решать проблемы, подчиняя несогласных с таким решением силою, становится все очевиднее. Современное оружие нападения и обороны требует решать вопросы за столом переговоров через компромиссы и взаимные уступки, но имея сдерживаемую силу. Выросший на культе силы со времен Древнего Рима Запад торгуется только с сильными, тупо навязывая свою волю ослабевшим. Поэтому пацифизм Канта, толстовство и гандизм все еще утопичны, их приходится пропагандировать как идеалы в реальном мире царящего насилия, лицемерия и прочих пороков.

Во «Всеобщей декларации прав человека» и в конституциях стран, включая Россию, закреплена статья о свободе совести, то есть самому человеку выбирать любое вероисповедание или атеизм, право менять убеждения, исполнять не изуверские обряды, право религиозной или атеистической деятельности в рамках закона. Нарушения свободы совести должны караться законом. Свобода совести – один из важнейших компонентов экологии сознания человека и общества. Проблемы нравственного отношения к природной среде относятся к экологическим. Молодежь, борющаяся со своекорыстными чиновниками против вырубки важнейших для биоценозов лесов под коттеджи и дороги, реализующая знания основ биоэтики и экологии, борется и за свободу совести, за право свободно высказывать и отстаивать свои взгляды, если они общественно полезны и экофильны. В основе свободы совести любовь к природе и уважение к людям. Деятельной любви к природе учат биоэтика и экология. Экофобия, как и фашизм, религиозная и расовая, национальная нетерпимость запрещены законом и должны караться законом.