Тема 9. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
Свобода совести и экобиоэтика.
Мораль представляет собой совокупность групповых норм поведения для каждого члена малой или большой социальной группы. Требования группы не все могут быть оформлены в виде норм права, к ненаказуемому законом отклоняющемуся поведению могут быть применены санкции морали: остракизм (мы с тобой не играем, не разговариваем, не хотим иметь дела), высмеивание пороков (проявлений лени, лживости, дилетантизма или обскурантизма, злословия или бесстыжего любопытства и пр.). Мораль требует проявления к людям не обязательно дружественности и братской любви, но обязательно ко всем уважительности, а к определенным людям корректности, учтивости, любезности, тактичности. Мораль осуждает несдержанность, болтливость, эгоизм, а одобряет и поощряет тщательное выполнение обязанностей, хорошие манеры, справедливость.
Справедливость не может пониматься одинаково разными людьми: бедным представляется справедливым равенство с богатыми, а богатым – неравенство. Многие женщины борются за равенство с мужчинами, но далеко не все. Детям со взрослыми, малым народам с многочисленными хочется равенства, но редко наоборот бывает. С точки зрения уравнительности несправедливо распределены между людьми здоровье и красота, таланты и рост, земли и животный мир. Справедливость в первобытном обществе понималась как работа всех в общий котел, а в классовом обществе каждый ест свое и опирается на себя, а не общину. Из-за различия в понимании справедливости велись кровопролитные войны и тянулись бесконечные тяжбы в судах.
Чтобы классы не уничтожили друг друга в борьбе за «справедливое распределение» было создано право. Совокупность наиболее опасных для существования общества норм поведения получила законодательное оформление и поддержку государства. Если на охране норм нравственности лишь совесть, а норм морали лишь общественное мнение, то на охране норм права следственные органы и прокуратура, суды и исправительные учреждения, армия работников министерства внутренних дел и добровольные объединения по поддержанию порядка. Прежде всего все эти институты созданы для применения узаконенного насилия к тем, кто применяет насилие противозаконное.
Не видеть, что мы живем в мире постоянно растущего насилия и растущего противодействия ему, может лишь тот, кто не хочет. Но «тот, кто надевает на глаза шоры, должен помнить, что в комплект входят узда и кнут»(С.Ежи Ленц). Насилие может порождать цепную реакцию ответного насилия, а может и превращать рецидивы уголовных и должностных преступлений в редкость, случайности, если общество высоконравственно и мораль действенна. Мы живем в эпоху кризиса нравственности, морали и права, когда опыт ненасильственного решения спорных вопросов за столом переговоров путем компромиссов где утрачен, а где еще не накоплен. Общий кризис культуры в связи с обострившейся борьбой за мировое господство и переделом собственности на оставшиеся ресурсы планеты напоминает всем, что нравственный прогресс, вооруженность ненасильственными средствами воздействия первостепенны.
Неэффективность и возрастающую опасность более легкого способа решать проблемы, подчиняя несогласных с таким решением силою, становится все очевиднее. Современное оружие нападения и обороны требует решать вопросы за столом переговоров через компромиссы и взаимные уступки, но имея сдерживаемую силу. Выросший на культе силы со времен Древнего Рима Запад торгуется только с сильными, тупо навязывая свою волю ослабевшим. Поэтому пацифизм Канта, толстовство и гандизм все еще утопичны, их приходится пропагандировать как идеалы в реальном мире царящего насилия, лицемерия и прочих пороков.
Во «Всеобщей декларации прав человека» и в конституциях стран, включая Россию, закреплена статья о свободе совести, то есть самому человеку выбирать любое вероисповедание или атеизм, право менять убеждения, исполнять не изуверские обряды, право религиозной или атеистической деятельности в рамках закона. Нарушения свободы совести должны караться законом. Свобода совести – один из важнейших компонентов экологии сознания человека и общества. Проблемы нравственного отношения к природной среде относятся к экологическим. Молодежь, борющаяся со своекорыстными чиновниками против вырубки важнейших для биоценозов лесов под коттеджи и дороги, реализующая знания основ биоэтики и экологии, борется и за свободу совести, за право свободно высказывать и отстаивать свои взгляды, если они общественно полезны и экофильны. В основе свободы совести любовь к природе и уважение к людям. Деятельной любви к природе учат биоэтика и экология. Экофобия, как и фашизм, религиозная и расовая, национальная нетерпимость запрещены законом и должны караться законом.
- Тема 1.Трудности выявления субъекта и объекта философии, специфика определения предмета.
- Тема 2. Мировоззренческая и критическая функции философии. Место и роль философии среди типов мировоззрения.
- 3.Связь мифологического и философского в картине мира человека. Первобытные, научные и политические мифы современности.
- Тема 4.Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии.
- 5.Отношения философии с религией.
- Тема 6.Связь философии с наукой. Гносеологическая и методологическая функции философии.
- 7.Философия и политика. Идеологическая и прогностическая функции философии.
- Тема 8. Проблемы аксиологии. Подлинные и мнимые нравственные ценности семьи, народа и общества.
- Тема 9. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
- Тема 10.Проблемы отчуждения. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность
- Тема 11. Влияние философских и религиозных ценностей на нравственность и духовность.
- Тема 12. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Умение множить красоту.
- Тема 13.Философская антропология. Человек в природе, культуре и системе социальных связей.
- Тема 14.Человек в историческом процессе.
- Тема 15.Философские проблемы антропосоциокультурогенеза человека.
- Тема 16. Проблемы жизни, смерти и бессмертия
- Тема 17.Влияние понимания смысла человеческого бытия
- Тема 18.Роль бессознательного, сознания и самосознания в формировании личности.
- Тема 36. Гносеология и эпистемология. Проблема истины и ее критериев. Познание и практика.
- Тема 37. Основные формы чувственного и рационального познания в их взаимосвязи.
- Тема 38. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание.
- Тема 39. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- Тема 40.Сознание и познание. Роль интуиции в познании и творчестве.
- Тема 41.Действительность и мышление, логика и язык.
- Тема 19.Философские аспекты понимания общества.
- Тема 20.Философия социальной структуры общества.
- Тема 21. Взаимосвязь основных сфер жизни общества, бытия и сознания.
- Тема 22. Философия права. Основы учения о правовом государстве и гражданском обществе.
- Тема 23. Формационная и цивилизационная концепции
- Тема 24. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
- Тема 25.Глобальные проблемы современности, создаваемые обществом, пути их решения.
- Тема 26. Духовная жизнь общества и главные формы ее развития. Духовные богатство и сила.
- Тема 27.Онтология. Единство мира.
- Тема 28. Проблемы понимания и изменения бытия, его самоорганизации.
- Тема 29.Движение и развитие, их основные формы.
- Тема 30. Связь представлений о пространстве и времени
- Тема 31. Проблемы происхождения, эволюции и сохранения жизни во Вселенной.
- Тема 32. Взаимосвязь материального и идеального на личностном и надличностном уровнях.
- Тема 33. Этапы взаимодействия природы и общества, проблемы коэволюции.
- Тема 34. Проблемы человечества, создаваемые природой начиная с 21 века, поиски решения.
- Тема 35. Философия культуры. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
- Тема 42.Структура научного познания, его формы. Фундаментальные и прикладные знания.
- Тема 43. Основные этапы развития научного исследования. Роль гипотез в философии.
- Тема 44. Эмпирический и теоретический уровни и методы научного познания.
- Тема 45. Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы диалектики и метафизики.
- Тема 46. Детерминизм и индетерминизм. Принцип каузальности в философии и науке.
- Тема 47.Динамические и статистические законы. Возможность и действительность.
- Тема 48. Философия науки и техники. Проблемы научно-технического прогресса.
- Тема 49. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.