logo
Лекции по философии

Тема 14.Человек в историческом процессе.

Выдающиеся личности и массы.

В историческом процессе даже выдающийся человек кажется песчинкой, от которой мало что зависит, но, с другой стороны, весь исторический процесс состоит из деятельности каждого из людей, и кроме этой деятельности ничего из себя не представляет, никакой вне людей находящейся реальности. Под историческим процессом мы имеем в виду не историю Метагалактики или даже гидросферы Земли, а историю человеческого общества. Мы абстрагируемся в этой теме от влияния на исторический процесс природных факторов, поскольку нам важно выявить только связь человека с историческим процессом. Место человека в историческом процессе определялось и ростом численности населения и уровнем жизни его, и уровнем технической, военной и экономической мощности государств, и типами культур, и рядом иных факторов. Но несомненно, что место и роль как рядовых граждан общества, так и его политических, экономических, научно-технических элит меняется. Роль простолюдинов всегда была достаточно велика, поскольку именно они кормят и учат, лечат и воспроизводят культурные навыки, создают спрос на товары и удовлетворяют потребности не только в товарах. Но на политическую сцену простолюдины выходили только тогда, когда безграмотная недальновидная политика ставила перед народом альтернативу: восстать с шансом изменить жизнь или молча тихо умереть под забором тех, кто тоже умрет без работников, ибо не сможет сам стать работниками. Но роль так называемой «народной массы» была осознана по-настоящему только после прокатившихся буржуазных революций во Франции и в США и перед надвигавшимися ранними социалистическими революциями. До того простых из народа людей считали быдлом, скотом, массой, из которой может демагог делать все, что захочет. Эта недооценка высокомерных господ своих слуг и работников, нежелание видеть в простолюдинах таких же равноправных людей и приводила к погромам, бунтам, революциям. Где элитарные слои научились уважать даже наемных работников и люмпенов и оказывать социальную помощь, там социальные революции оказываются не нужны.

Среди людей наибольшее влияние на исторический процесс оказывали исторические и выдающиеся личности. Талантливые полководцы и правители могли стать выдающимися личностями, выиграв войну и увеличив территорию государства, проведя успешные реформы в экономике и образовании, но не всегда этим они становились и историческими личностями. В историю одни вошли, а другие попали и вляпались. Исторической личностью называют того из выдающихся людей, кто содействовал историческому процессу, прогрессивному развитию, а кто пытался противодействовать ему или просто пользовался служебным положением только для личного обогащения, тот оставался только выдающейся личностью. Но кого конкретно как оценить, зависит от идеологических пристрастий историков и заказа им со стороны ныне правящего режима в стране. Вопрос и действительно не простой, даже по отношению к таким фигурам, как Гитлер, которого и послевоенные власти Германии осуждают, и солдаты той войны, что он развязал. А уж тем более не стоит торопливо присоединяться к обвинителям или оправдывающим Сталина, Ленина, Наполеона, Ивана Грозного, Петра Великого и др. Массам своей страны иная правящая личность при жизни нанесла страшный урон, но укрепив государство и проведя непопулярные в массах реформы, дала не погибнуть потомкам, сохранить государство, повернуть колесо исторического процесса от пропасти к спасению, поднять культурный уровень элит и масс в будущем. В историческом процессе роль той или иной личности многократно пересматривается все последующие тысячелетия по мере проявления отдаленных последствий воздействия той личности.

Человек в историческом процессе все меньше колесико или винтик и все больше личность, требующая гражданского общества и правового государства, передачи на деле конституционно прописанной власти народа в руки непосредственно человека. Превращающийся в личность человек не хочет быть только человеческим фактором, бесформенной массой для осуществления целей непонятных и ненужных этому человеку.

«Быть личностью – это значит быть самостоятельным источником действия. Вожди мало отличаются от управляемой ими толпы» (Эмиль Дюркгейм) «Вожди без масс – ничто, фикция. Главная черта человека массы – не жестокость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных взаимоотношений. Случайность, пронизывающая реальность, есть именно то, что массы отказываются признать. Превращение классов в массы и, соответственно, искоренение всякой групповой солидарности являются непременным условием тотального господства. Сила тоталитарной пропаганды заключается в ее способности отсекать массы от реального мира» (Ханна Арендт) «Толпа – это прежде всего группа, в которой представлены осколки всех классов. Поэтому так легко принять толпу за народ. Толпа хочет войти в историю даже ценой разрушения» (Ханна Арендт)