Тема 14.Человек в историческом процессе.
Выдающиеся личности и массы.
В историческом процессе даже выдающийся человек кажется песчинкой, от которой мало что зависит, но, с другой стороны, весь исторический процесс состоит из деятельности каждого из людей, и кроме этой деятельности ничего из себя не представляет, никакой вне людей находящейся реальности. Под историческим процессом мы имеем в виду не историю Метагалактики или даже гидросферы Земли, а историю человеческого общества. Мы абстрагируемся в этой теме от влияния на исторический процесс природных факторов, поскольку нам важно выявить только связь человека с историческим процессом. Место человека в историческом процессе определялось и ростом численности населения и уровнем жизни его, и уровнем технической, военной и экономической мощности государств, и типами культур, и рядом иных факторов. Но несомненно, что место и роль как рядовых граждан общества, так и его политических, экономических, научно-технических элит меняется. Роль простолюдинов всегда была достаточно велика, поскольку именно они кормят и учат, лечат и воспроизводят культурные навыки, создают спрос на товары и удовлетворяют потребности не только в товарах. Но на политическую сцену простолюдины выходили только тогда, когда безграмотная недальновидная политика ставила перед народом альтернативу: восстать с шансом изменить жизнь или молча тихо умереть под забором тех, кто тоже умрет без работников, ибо не сможет сам стать работниками. Но роль так называемой «народной массы» была осознана по-настоящему только после прокатившихся буржуазных революций во Франции и в США и перед надвигавшимися ранними социалистическими революциями. До того простых из народа людей считали быдлом, скотом, массой, из которой может демагог делать все, что захочет. Эта недооценка высокомерных господ своих слуг и работников, нежелание видеть в простолюдинах таких же равноправных людей и приводила к погромам, бунтам, революциям. Где элитарные слои научились уважать даже наемных работников и люмпенов и оказывать социальную помощь, там социальные революции оказываются не нужны.
Среди людей наибольшее влияние на исторический процесс оказывали исторические и выдающиеся личности. Талантливые полководцы и правители могли стать выдающимися личностями, выиграв войну и увеличив территорию государства, проведя успешные реформы в экономике и образовании, но не всегда этим они становились и историческими личностями. В историю одни вошли, а другие попали и вляпались. Исторической личностью называют того из выдающихся людей, кто содействовал историческому процессу, прогрессивному развитию, а кто пытался противодействовать ему или просто пользовался служебным положением только для личного обогащения, тот оставался только выдающейся личностью. Но кого конкретно как оценить, зависит от идеологических пристрастий историков и заказа им со стороны ныне правящего режима в стране. Вопрос и действительно не простой, даже по отношению к таким фигурам, как Гитлер, которого и послевоенные власти Германии осуждают, и солдаты той войны, что он развязал. А уж тем более не стоит торопливо присоединяться к обвинителям или оправдывающим Сталина, Ленина, Наполеона, Ивана Грозного, Петра Великого и др. Массам своей страны иная правящая личность при жизни нанесла страшный урон, но укрепив государство и проведя непопулярные в массах реформы, дала не погибнуть потомкам, сохранить государство, повернуть колесо исторического процесса от пропасти к спасению, поднять культурный уровень элит и масс в будущем. В историческом процессе роль той или иной личности многократно пересматривается все последующие тысячелетия по мере проявления отдаленных последствий воздействия той личности.
Человек в историческом процессе все меньше колесико или винтик и все больше личность, требующая гражданского общества и правового государства, передачи на деле конституционно прописанной власти народа в руки непосредственно человека. Превращающийся в личность человек не хочет быть только человеческим фактором, бесформенной массой для осуществления целей непонятных и ненужных этому человеку.
«Быть личностью – это значит быть самостоятельным источником действия. Вожди мало отличаются от управляемой ими толпы» (Эмиль Дюркгейм) «Вожди без масс – ничто, фикция. Главная черта человека массы – не жестокость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных взаимоотношений. Случайность, пронизывающая реальность, есть именно то, что массы отказываются признать. Превращение классов в массы и, соответственно, искоренение всякой групповой солидарности являются непременным условием тотального господства. Сила тоталитарной пропаганды заключается в ее способности отсекать массы от реального мира» (Ханна Арендт) «Толпа – это прежде всего группа, в которой представлены осколки всех классов. Поэтому так легко принять толпу за народ. Толпа хочет войти в историю даже ценой разрушения» (Ханна Арендт)
- Тема 1.Трудности выявления субъекта и объекта философии, специфика определения предмета.
- Тема 2. Мировоззренческая и критическая функции философии. Место и роль философии среди типов мировоззрения.
- 3.Связь мифологического и философского в картине мира человека. Первобытные, научные и политические мифы современности.
- Тема 4.Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии.
- 5.Отношения философии с религией.
- Тема 6.Связь философии с наукой. Гносеологическая и методологическая функции философии.
- 7.Философия и политика. Идеологическая и прогностическая функции философии.
- Тема 8. Проблемы аксиологии. Подлинные и мнимые нравственные ценности семьи, народа и общества.
- Тема 9. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
- Тема 10.Проблемы отчуждения. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность
- Тема 11. Влияние философских и религиозных ценностей на нравственность и духовность.
- Тема 12. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Умение множить красоту.
- Тема 13.Философская антропология. Человек в природе, культуре и системе социальных связей.
- Тема 14.Человек в историческом процессе.
- Тема 15.Философские проблемы антропосоциокультурогенеза человека.
- Тема 16. Проблемы жизни, смерти и бессмертия
- Тема 17.Влияние понимания смысла человеческого бытия
- Тема 18.Роль бессознательного, сознания и самосознания в формировании личности.
- Тема 36. Гносеология и эпистемология. Проблема истины и ее критериев. Познание и практика.
- Тема 37. Основные формы чувственного и рационального познания в их взаимосвязи.
- Тема 38. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание.
- Тема 39. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- Тема 40.Сознание и познание. Роль интуиции в познании и творчестве.
- Тема 41.Действительность и мышление, логика и язык.
- Тема 19.Философские аспекты понимания общества.
- Тема 20.Философия социальной структуры общества.
- Тема 21. Взаимосвязь основных сфер жизни общества, бытия и сознания.
- Тема 22. Философия права. Основы учения о правовом государстве и гражданском обществе.
- Тема 23. Формационная и цивилизационная концепции
- Тема 24. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
- Тема 25.Глобальные проблемы современности, создаваемые обществом, пути их решения.
- Тема 26. Духовная жизнь общества и главные формы ее развития. Духовные богатство и сила.
- Тема 27.Онтология. Единство мира.
- Тема 28. Проблемы понимания и изменения бытия, его самоорганизации.
- Тема 29.Движение и развитие, их основные формы.
- Тема 30. Связь представлений о пространстве и времени
- Тема 31. Проблемы происхождения, эволюции и сохранения жизни во Вселенной.
- Тема 32. Взаимосвязь материального и идеального на личностном и надличностном уровнях.
- Тема 33. Этапы взаимодействия природы и общества, проблемы коэволюции.
- Тема 34. Проблемы человечества, создаваемые природой начиная с 21 века, поиски решения.
- Тема 35. Философия культуры. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
- Тема 42.Структура научного познания, его формы. Фундаментальные и прикладные знания.
- Тема 43. Основные этапы развития научного исследования. Роль гипотез в философии.
- Тема 44. Эмпирический и теоретический уровни и методы научного познания.
- Тема 45. Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы диалектики и метафизики.
- Тема 46. Детерминизм и индетерминизм. Принцип каузальности в философии и науке.
- Тема 47.Динамические и статистические законы. Возможность и действительность.
- Тема 48. Философия науки и техники. Проблемы научно-технического прогресса.
- Тема 49. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.