logo
Лекции по философии

Тема 12. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Умение множить красоту.

До Сократа у пифагорейцев эстетика была частью философской космогонии и служила созданию гармоничной и целостной натурфилософской картины мира. Затем проблемы понимания гармонии, прекрасного и безобразного стали разрабатываться деятелями искусства, философы включили эти понятия в аксиологию и стали формировать науку об эстетическом освоении человеком мира природы и искусства, об особенностях творческого процесса в создании любых произведений, особенно художественных, как науку об эстетической стороне (наряду с этической) любой человеческой деятельности.

Философы обнаружили, что, как и этической, эстетической деятельности как обособленной сферы нет (есть художественная у деятелей искусства, но в ней эстетическое лишь одна из сторон, как и во всякой иной). Но эстетической оценке, как и этической, подвергается любая человеческая деятельность: материальная, социальная и духовно-преобразующая. Продукты, результаты деятельности, средства и приемы ее, даже мотивы, помыслы и желания всегда мы воспринимаем не только как добрые и недобрые, но и как красивые и некрасивые. Решение любой задачи, даже математической, может быть некрасивым, хоть и верным, но красивое решение задачи не бывает, как правило, неверным, как и добрый человек не бывает некрасивым. Если этическая образованность помогает видеть оптимум добра и зла любого деяния и причинять словами и делами максимум добра при минимуме зла, то эстетическая образованность помогает выбрать одежду и форму обращения такие, чтобы привлечь внимание необходимых для успешного решения твоих задач людей и оставить у них достаточно приятное впечатление, чтобы продолжить желанные отношения и отсечь нежелательные. В мире, созданном по законам красоты и реагирующем на малейшие нарушения этих законов, отношения не только деловые во многом зависят от развитости эстетического вкуса, умения видеть красоту и правильно реагировать на некрасивое.

Эстетика имеет свой категориальный аппарат, специфический язык общения профессионалов, знающих законы своего жанра, вида искусства. К общеэстетическим понятиям относятся: красивое и некрасивое, консонанс и диссонанс, гармоническое и хаотическое, прекрасное и ужасное, возвышенное и низменное, грациозное и неуклюжее, трогательное и милое, прелестное и безобразное, трагическое и комическое, драматическое и др. Одни из эстетических категорий близки к категориям философии, математики, физики, другие весьма специфичны, и это не случайно. Хотя самой природе не присущи эстетические человеческие оценки, но не только птицы привлекают красивым пением и оперением половых партнеров и отпугивают внушающим страх и ужас цветом или запахом врагов. И муравьи, пчелы, жуки украшают жилище, кто выкладывая подобранные по размеру и цвету галечки, кто красиво устилая подстилку, преследуя не только утилитарные цели. И неживой природе свойственно как бы стремление к симметрии с легкой асимметрией, придающей как трагическую необратимую направленность событий, так и как бы отражательность, «свое иное», знакомое и родное, но и интересное, удивительное непохожестью. Еще древние мыслители отмечали в природе единство Логоса и Хаоса, света и тьмы, мужского и женского начал и как источников этического, и как источников эстетического отношения человека к действительности. Законы математической симметрии и астрофизического понимания меры и бесконечности, дискретности и конгруэнтности пространства и времени помогают нам более полно понимать и законы эстетического восприятия.

Вкус эстетический – способность отличать прекрасное от некрасивого в жизни и искусстве без рационального анализа и рассуждений посредством эмоциональных оценок нравящегося и нет, вызывающего наслаждение или неудовольствие, умение сравнивать с идеалами. Вкус бывает тонкий и грубый, хороший и плохой, неразвитый (равнодушен к красоте, не замечает ее) и испорченный, а то и извращенный, если удовольствие приносят уродства. Развитый вкус выражается в потребности всюду видеть, создавать и переживать красоту (в быту и труде, поведении и речи,..), ориентирует глубоко постигать смысл, выявлять все богатство значений воспринимаемого. Вкусовые предпочтения зависят от воспитания и привычек, национальности и социальной принадлежности, моды и стиля жизни, широты диапазона доступного эстетическому познанию ( в музыке и кино, природе и живописи,..).Развитые люди о вкусах не спорят, но неравнодушны к иным пристрастиям, а с неразвитым вкусом люди не случайно агрессивно навязывают свою безвкусицу окружающим, как и извращенцы.

Эстетика интерьера жилища и обуви бывают не менее нам важны, чем произведения Пушкина, Чайковского и Левитана. Эстетическое наслаждение или отвращение человек переживает и от прекрасного в самой природе и нашей повседневной жизни. Красота чарует, ею невозможно не любоваться, в изящество влюбляешься с первого взгляда. Эстетические переживания есть у каждого и от многого, но эстетические идеалы, эталоны красоты у многих не развиты вовремя. Практическая эстетика – это эстетика отношений, повседневного поведения, деловых и досуговых игр, домашней кулинарии и проведения праздников, организации отдыха и рабочего места на производстве, этикета и приема «без галстуков», женской косметики и стрижки животных, гигиенических навыков и выживания в джунглях или льдах. Не случайно не только эллины, но многие древние народы называли искусством любое мастерство: ремесленника и врача, учителя и чиновника, любовника и оратора, ткача и животновода. Еще Гиппократ понял, что врач возвращает человеку гармонию, утраченную из-за болезни, и что это, а не лечение больного органа является главной задачей искусства врачевания. Современная медицина все чаще подтверждает эту мысль.

Практическая эстетика решает проблемы внехудожественного восприятия красоты в спорте и виноделии, гастрономии и моделировании одежды, пластической хирургии и дойке под классическую музыку коров. Разведение парков и создание озер и фонтанов, декоративно-прикладное искусство увлекают необходимостью использовать современную техническую эстетику, сочетающую утилитарные свойства вещей с эстетическими. Освещение и размеры помещения, уютное местоположение в нем, ритм деятельности и звуки, воздух создают эмоциональную привлекательность или отторжение, дискомфорт. Если корова под музыка Чайковского и Баха повышает удойность, а под тяжелый рок понижает, то человек еще чувствительнее к тому, куда попал, что слышит и видит, в своем ли ритме занят и нравящимся ли делом.

Воспитание человека красотой делает его духовно сильнее и богаче. Кто хорошо знаком с возвышенным становится недоступен низменному, живет благородными чувствами и мыслями, его не дезориентировать не развратить никакими соблазнами. Шедевры искусства помогают человеку очищаться от низменных желаний посредством катарсиса – сильных душевных сопереживаний положительным героям. Подстановка себя на их место закладывает в подсознание установку на неприятие некрасивого.

Эстетическое и художественное. Эстетика помогает теоретическому осмыслению художественного творчества в помощь художественным талантам от природы. Дар вместе со знанием правил достижения стабильного мастерства делает художника кисти, резца, слова или звука востребованным и успешным в творчестве. Публике, зрителям произведений искусства эстетика дает понимание смысла картины, а не только сюжета и понравившихся деталей, отдельных моментов, фрагментов мотивов. Эстетическое наслаждение и развитый вкус зрителя очень важны для создателей и исполнителей художественных произведений, становясь обратной связью, источником критики и вдохновения для дальнейшего духовного роста. Зрители, читатели становятся соавторами. Автор и исполнитель создают свою аудиторию, а взыскательные зрители в зале или у экранов телевизора влияют на исполнительское мастерство и репертуар актеров, исполнителей и авторов. В формировании эстетического отношения человека к действительности со времен палеолита искусство играет особую роль. Оно учит человека видеть красивое и некрасивое, познавать мир эмоционально, развивает быстродействие и глубину внешних и внутренних чувств, вовлекает в деятельность даже интимные стороны человеческого существа. Искусство, обучающее думать и глубоко чувствовать не для каждого, элитарно, для тянущихся к высотам культуры и ориентирующихся на высокий статус, а не стать «своим парнем» у бомжей, уголовников и отребья( отбросов общества, морально разложившихся и опустившихся безвозвратно). Волшебная сила искусства используется как идеологическое оружие для того, чтобы нравственно обезоружить и поработить духовно и экономически нужных людей и конкурирующие государства. Но художник посредством художественных образов может мобилизовать наши духовные силы и на благородные цели, разбудить наши собственные творческие возможности, побудить вырваться из повседневной суеты и рутины к чему-либо более высокому, приближающему к идеалу. Эстетические идеалы помогали человеку тысячелетиями выживать и развивать психику. Искусство быстрее, чем сам отражаемый им мир, вызывает в человеке смех или слезы, страх или успокоение, тоску или восторг. Эмоционально-чувственные впечатления от произведений мастеров вдохновляют самому мастерить нечто свободно. «Над вымыслом слезами обольюсь»,- писал А.С.Пушкин, но ведь и читатели его тоже, что тренировало их ум и чувства, интуицию и талант, но особенно дарило эстетическое воспитание и радости духовного взлета, восхождения на высоты переживаний гения.

ЛК IV.Антропология.