logo
Лекции по философии

Тема 35. Философия культуры. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

Раздел философии, рассматривающий сущность, значение и варианты развития культуры, называется философией культуры. Здесь культура изучается в контексте философских проблем онтологического и социального бытия, наилучших способов развития культур. Философия культуры понимает культуру как фундаментальную характеристику человека, нередко более важную, чем природные данные и социальные статусы и роли. Философия культуры рассматривает культуру как социальную память и важнейший опыт индивидуальной и совместной деятельности людей. Философия культуры является методологической основой культурологи и всех гуманитарных и социально-экономических дисциплин, изучающих те или иные грани культуры.

Предметная область философии культуры включает в себя множество проблем: взаимодействие материальной и духовной культур, преемственность и новаторство в культуре, средства овладения человеком культурой эпохи и народа, языки культур и пр. Важнейшими проблемами являются взаимосвязь элитарной и народной культур, противостояние всему разрушительному для элит и народов в масскульте, преодоление маргинальности и особенно поддержание тяги к высотам культуры у элит и простолюдинов, чтобы идеалы совершенно культурного человека не меркли, а развивались во всех социальных слоях и профессиональных группах общества.

Представления о совершенном человеке всегда были и остаются очень разные даже в рамках одной эпохи и одного государства. Так, идеальный конфуцианец мало чем похож на даоса, буддист на чарвака, йог на джайна, эллин на римлянина, христианин на мусульманина, художник на ученого, крестьянин на дворянина, предприниматель на наемника, обыватель на подвижника, патриот на космополита, либерал-демократ на социал-демократа и т.д. Идеал зависит от иерархии жизненных ценностей людей данного социального происхождения и положения, от государственного строя и народных традиций, даже от природно-климатических условий.

Для одних справедливо равенство, а для других неравенство. Жить в Боге или миру, в трудолюбии или праздности, благородстве или корыстолюбии, брать силою или хитростью, веселым нравом или серьезностью? Быть анархистски свободным или человеком организации, бунтарем или смиренным, совестливым или нахалом, скромным или дерзким, мотом или жмотом? Разные культуры выработали тысячи представлений о совершенном человеке для любых жизненных ситуаций. Можно ли хотя бы философские представления сгруппировать, скажем, по эпохам?

Достаточно грубовато, но наглядно философские идеалы человека воплотила европейская живопись, особенно в изображении женского тела. В Античности это спортсменка, в Средневековье это мадонна, в Ренессансе это блудница, в Просвещении это императрица, в 20 веке это студентка. В Античной философии сформировались идеалы патриотичного демократа или космополитичного аристократа, но образованного философствующего созерцателя. Только в конце эллинизма на лице стали изображать переживания, но главное внимание к выразительному гармоничному телу, а не глазам. В Средневековье глаза как зеркало души в центре внимания художника, а тело нарочно спрятано под одеждами или волосами. В эпоху Ренессанса с любовью вырисовывается все, нарочно изображены плохо сложенные, но очень выразительные подчас голые фигуры с очень умными, хитрыми и веселыми глазами. В Просвещении каждая деталь со вкусом подобранной одежды тщательно вырисовывается, лицо умное и неприступное, образованность видна даже в осанке. В 20 веке одежда ширпотреба, фигурка крайне динамичная, ей надо все сразу и сейчас.

Сравним еще две эпохи по идеалам человека: Средневековье и Ренессанс. В культуре Средневековой совершенный человек – это не поддающийся искушениям тела, ежедневно общающийся с Богом, который показал, как жить, чтобы спасти душу, подготовив ее к загробной жизни в Раю. Соблюдение постов и молитв, нравственная чистота и раскаяние при грешных мыслях и делах. Человек бежит сам, а правит Бог или Дьявол, и надо своевременно разобраться, кому сейчас служишь. Если гордыню смиришь и подражаешь святым, то ты с Богом. Тела стыдись, корми больше душу и дух свой.

Идеалом эпохи Возрождения была всесторонне и гармонично развитая личность простого труженика с сильной волей и быстрым разумом, способным в творчестве соперничать с Богом. Свободный художник и инженер, умеющий отстоять свои попранные церковью и светскими феодалами честь мастера и человеческое достоинство. Бескорыстно служа истине или правде, человек ответственен за свою судьбу, живет в неустанных трудах по воплощению мечты о спасении и умножении культуры человечества. Некрасивых людей нет, но есть некрасиво живущие, связанные предрассудками и фанатизмом.

21 век изменит представления о совершенном человеке значительно больше всех предшествующих веков уже потому, что, несмотря на культурную мондиализацию и универсализацию посредством глобальных средств массовой коммуникации, человек 21 века как никогда индивидуален, реально изолирован даже от культурно подобных себе, очень отличается по включенному в его мир информационному пространству. Переплетение в разных темпах и направлениях развивающихся культур творит небывалые представления. Наряду с «новым Средневековьем» идет процесс и «нового Ренессанса», идеи Просвещения соседствуют даже в среде ученых и философов с иррациональными верованиями язычников. Действительно новое, как и в прошлом, пока рядится в одежды идеалов ушедших эпох, пока не приобретет действительно осознанные формы 21 века.

ЛК X.Эпистемология.