logo
Лекции по философии

Тема 6.Связь философии с наукой. Гносеологическая и методологическая функции философии.

Наукам философия изначально помогала отвоевывать у мифов, религий и искусств достоверно-трезвое понимание мира. Философия не случайно «сестра математики и мать многих наук». Только философствующая наука способна спасти планету и человечество от угроз из Космоса и недр и исходящих от самого неразумного человечества. Миф, религия, искусство могут помочь изменить отношение к миру, а наука, опираясь на технику, может изменить сам внешний и внутренний миры человека. Но без философии наука опасна не только новыми мифами, но и неумением видеть отдаленные последствия применения открытий. Без философии наука нередко не может ни понять, ни даже сделать открытие. Поэтому в рамках философии интенсивно развиваются такие разделы, как философия науки и философия техники. Философия не только дает многое науке, она сама все больше черпает именно в научных открытиях материал для разработки как собственно философских, так и социально-политических идей. Важнейшая функция, выполняемая философией по отношению к науке (а не ученым как просто людям, и не только людям науки) – это методологическая. Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и так далее в качестве руководства в духовной и практически преобразовательной деятельности, выступает в роли методологии. Она связана с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук.

С методологической функцией философии тесно связана гносеологическая, которая состоит в том, что философия накапливает, обобщает и транслирует новое знания, получаемое как науками, так и искусствами, повседневным опытом, обыденным сознанием человечества, вооружая им как людей науки, так и далеких от переднего края научно-технического прогресса. Философская гносеология аккумулирует множество методов в поиске собственно философских всеобщих, но в своей погоне за новейшими методами всех наук философы оказываются полезны ученым в подсказках, какие неизвестные им методы можно использовать и в их науке, взяв из других познавательных сфер деятельности. Когда ученый подходит к открытию, ему нередко мешает сделать его неумение по-философски окинуть свысока новые факты и прежние теории и увидеть творчески, по-новому сложившуюся в науке ситуацию. Не только А.Энштейн подметил в мемуарах, что ему помогли обогнать конкурентов не специальные знания, а увлечение новейшей философией. Она раскрепостила мышление, помогла творчески увидеть ошибки прежних выводов и сделать те, что и стали основой как специальной, так и общей теории относительности. Возникший в математике системный подход с помощью философов стал общеприменимым в науках, теперь - то же происходит и с синергетическим методом. Философы подобны слесарям, помогающим хозяевам открыть дверь, когда замок не срабатывает от прежнего ключа. Как слесарь либо починит замок, либо сделает новый ключ, так и философы либо помогут развить теорию, либо создать новую, используя новые методы, подходы, приемы, способы и пути построения научного знания. Зашедшему в тупик противоречий теории новым фактам ученому помогает найти выход философская мысль, освобождая мышление от догм и популярных теорий.

Философия отличается от науки тем, что большая часть философских утверждений недоказуема эмпирически, непроверяема опытом экспериментально, хотя в современной науке все больше теории тоже опытом наглядным не проверяется, а подтверждаются, как и в философии, косвенно и верностью выводов из них. Философия и наука различны в объектах: философский интерес в первую очередь к субъективному миру человека, а наука все субъективное «выносит за скобки» как неинтересное и объектом считает объективную реальность, не зависящую от человека. Философия и наука отличны по языку: ученый мыслит в терминах о фактах природы и его формулы однозначно понятны всем специалистам данного направления науки. Философ использует многозначные понятия множества обычных языков для помощи в поиске индивидуальности, национальных особенностей и всеобщей человечности и природности философствующего, чтобы он пораньше понял свое место в истории рода и отечества

Если самые древние философские системы доныне живут и ими пользуются те, кому они подходят, то устаревшими научными знаниями пользоваться смешно и опасно. Новая философия не заменяет и не поглощает прежние, а новые научные знания исправляют и вбирают прежние как частицу новых, поглощают и заменяют устаревшие. Наука использует весь накопленный потенциал человечества, но только в данной сфере знания. Философия подобна искусствам или деревьям: она ветвиста, делится на школы и виды, соперничающие друг с другом и, критикуя друг друга, помогают в развитии, стимулируя рост.

Философия и наука неразделимы и не могут существовать друг без друга. Философия – жизненная атмосфера и питательный бульон для науки, а наука все более важный источник материала для философии. Науку движут философски развитые личности, выражающие свое «я» в новом научном открытии. Научная истина не приходит на ум, а зреет в душе внелогическими путями, выражая все мучения и радости личной жизни. Разум ученого-творца не столько использует отточенные качественным образованием природные умственные способности для наблюдения данного внешнего мира, сколько реализует свои глубоко личные духовно-нравственные поиски.

Отношения науки и философии не всегда бывали гладкими, если философия как вид светской религии объявляла себя научной, навязывая ученым какой-то один тип идеологии и одну философскую школу как единственно истинную. С 17 века естественные науки отделились от философии во благо и себе, и философии. Наука соседствует с множеством философских школ, черпая в их разнообразии необходимый состав атмосферы научного развития. Ученый выбирает такую философскую систему мироотношения, которая лучше отвечает его складу ума и жизненного опыта. Миропонимание дает наука, а претензия какой-либо философии на это есть пустая трата времени. Привилегированное положение какой-либо философии ставит ее в тепличные условия и делает бесплодной. Как и научная, философская мысль не терпит оков и политических или церковных запретов. Нет философии ненаучной или научной, философская ориентация ученого для науки в целом безразлична, а для конкретного ученого нет. Чем более развитой формой философского знания и чем более близкой к направлению развития данной науки владеет ученый, тем больше его шансы на успех как ученого увековечить свое имя тем, что и в целом науку продвинул вперед в понимании мироустройства и законов функционирования и развития.