Тема 6.Связь философии с наукой. Гносеологическая и методологическая функции философии.
Наукам философия изначально помогала отвоевывать у мифов, религий и искусств достоверно-трезвое понимание мира. Философия не случайно «сестра математики и мать многих наук». Только философствующая наука способна спасти планету и человечество от угроз из Космоса и недр и исходящих от самого неразумного человечества. Миф, религия, искусство могут помочь изменить отношение к миру, а наука, опираясь на технику, может изменить сам внешний и внутренний миры человека. Но без философии наука опасна не только новыми мифами, но и неумением видеть отдаленные последствия применения открытий. Без философии наука нередко не может ни понять, ни даже сделать открытие. Поэтому в рамках философии интенсивно развиваются такие разделы, как философия науки и философия техники. Философия не только дает многое науке, она сама все больше черпает именно в научных открытиях материал для разработки как собственно философских, так и социально-политических идей. Важнейшая функция, выполняемая философией по отношению к науке (а не ученым как просто людям, и не только людям науки) – это методологическая. Философское знание, используемое в науке, политике, образовании и так далее в качестве руководства в духовной и практически преобразовательной деятельности, выступает в роли методологии. Она связана с выяснением характера проблем, требующих изменения познавательного аппарата частных наук.
С методологической функцией философии тесно связана гносеологическая, которая состоит в том, что философия накапливает, обобщает и транслирует новое знания, получаемое как науками, так и искусствами, повседневным опытом, обыденным сознанием человечества, вооружая им как людей науки, так и далеких от переднего края научно-технического прогресса. Философская гносеология аккумулирует множество методов в поиске собственно философских всеобщих, но в своей погоне за новейшими методами всех наук философы оказываются полезны ученым в подсказках, какие неизвестные им методы можно использовать и в их науке, взяв из других познавательных сфер деятельности. Когда ученый подходит к открытию, ему нередко мешает сделать его неумение по-философски окинуть свысока новые факты и прежние теории и увидеть творчески, по-новому сложившуюся в науке ситуацию. Не только А.Энштейн подметил в мемуарах, что ему помогли обогнать конкурентов не специальные знания, а увлечение новейшей философией. Она раскрепостила мышление, помогла творчески увидеть ошибки прежних выводов и сделать те, что и стали основой как специальной, так и общей теории относительности. Возникший в математике системный подход с помощью философов стал общеприменимым в науках, теперь - то же происходит и с синергетическим методом. Философы подобны слесарям, помогающим хозяевам открыть дверь, когда замок не срабатывает от прежнего ключа. Как слесарь либо починит замок, либо сделает новый ключ, так и философы либо помогут развить теорию, либо создать новую, используя новые методы, подходы, приемы, способы и пути построения научного знания. Зашедшему в тупик противоречий теории новым фактам ученому помогает найти выход философская мысль, освобождая мышление от догм и популярных теорий.
Философия отличается от науки тем, что большая часть философских утверждений недоказуема эмпирически, непроверяема опытом экспериментально, хотя в современной науке все больше теории тоже опытом наглядным не проверяется, а подтверждаются, как и в философии, косвенно и верностью выводов из них. Философия и наука различны в объектах: философский интерес в первую очередь к субъективному миру человека, а наука все субъективное «выносит за скобки» как неинтересное и объектом считает объективную реальность, не зависящую от человека. Философия и наука отличны по языку: ученый мыслит в терминах о фактах природы и его формулы однозначно понятны всем специалистам данного направления науки. Философ использует многозначные понятия множества обычных языков для помощи в поиске индивидуальности, национальных особенностей и всеобщей человечности и природности философствующего, чтобы он пораньше понял свое место в истории рода и отечества
Если самые древние философские системы доныне живут и ими пользуются те, кому они подходят, то устаревшими научными знаниями пользоваться смешно и опасно. Новая философия не заменяет и не поглощает прежние, а новые научные знания исправляют и вбирают прежние как частицу новых, поглощают и заменяют устаревшие. Наука использует весь накопленный потенциал человечества, но только в данной сфере знания. Философия подобна искусствам или деревьям: она ветвиста, делится на школы и виды, соперничающие друг с другом и, критикуя друг друга, помогают в развитии, стимулируя рост.
Философия и наука неразделимы и не могут существовать друг без друга. Философия – жизненная атмосфера и питательный бульон для науки, а наука все более важный источник материала для философии. Науку движут философски развитые личности, выражающие свое «я» в новом научном открытии. Научная истина не приходит на ум, а зреет в душе внелогическими путями, выражая все мучения и радости личной жизни. Разум ученого-творца не столько использует отточенные качественным образованием природные умственные способности для наблюдения данного внешнего мира, сколько реализует свои глубоко личные духовно-нравственные поиски.
Отношения науки и философии не всегда бывали гладкими, если философия как вид светской религии объявляла себя научной, навязывая ученым какой-то один тип идеологии и одну философскую школу как единственно истинную. С 17 века естественные науки отделились от философии во благо и себе, и философии. Наука соседствует с множеством философских школ, черпая в их разнообразии необходимый состав атмосферы научного развития. Ученый выбирает такую философскую систему мироотношения, которая лучше отвечает его складу ума и жизненного опыта. Миропонимание дает наука, а претензия какой-либо философии на это есть пустая трата времени. Привилегированное положение какой-либо философии ставит ее в тепличные условия и делает бесплодной. Как и научная, философская мысль не терпит оков и политических или церковных запретов. Нет философии ненаучной или научной, философская ориентация ученого для науки в целом безразлична, а для конкретного ученого нет. Чем более развитой формой философского знания и чем более близкой к направлению развития данной науки владеет ученый, тем больше его шансы на успех как ученого увековечить свое имя тем, что и в целом науку продвинул вперед в понимании мироустройства и законов функционирования и развития.
- Тема 1.Трудности выявления субъекта и объекта философии, специфика определения предмета.
- Тема 2. Мировоззренческая и критическая функции философии. Место и роль философии среди типов мировоззрения.
- 3.Связь мифологического и философского в картине мира человека. Первобытные, научные и политические мифы современности.
- Тема 4.Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии.
- 5.Отношения философии с религией.
- Тема 6.Связь философии с наукой. Гносеологическая и методологическая функции философии.
- 7.Философия и политика. Идеологическая и прогностическая функции философии.
- Тема 8. Проблемы аксиологии. Подлинные и мнимые нравственные ценности семьи, народа и общества.
- Тема 9. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
- Тема 10.Проблемы отчуждения. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность
- Тема 11. Влияние философских и религиозных ценностей на нравственность и духовность.
- Тема 12. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Умение множить красоту.
- Тема 13.Философская антропология. Человек в природе, культуре и системе социальных связей.
- Тема 14.Человек в историческом процессе.
- Тема 15.Философские проблемы антропосоциокультурогенеза человека.
- Тема 16. Проблемы жизни, смерти и бессмертия
- Тема 17.Влияние понимания смысла человеческого бытия
- Тема 18.Роль бессознательного, сознания и самосознания в формировании личности.
- Тема 36. Гносеология и эпистемология. Проблема истины и ее критериев. Познание и практика.
- Тема 37. Основные формы чувственного и рационального познания в их взаимосвязи.
- Тема 38. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание.
- Тема 39. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- Тема 40.Сознание и познание. Роль интуиции в познании и творчестве.
- Тема 41.Действительность и мышление, логика и язык.
- Тема 19.Философские аспекты понимания общества.
- Тема 20.Философия социальной структуры общества.
- Тема 21. Взаимосвязь основных сфер жизни общества, бытия и сознания.
- Тема 22. Философия права. Основы учения о правовом государстве и гражданском обществе.
- Тема 23. Формационная и цивилизационная концепции
- Тема 24. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
- Тема 25.Глобальные проблемы современности, создаваемые обществом, пути их решения.
- Тема 26. Духовная жизнь общества и главные формы ее развития. Духовные богатство и сила.
- Тема 27.Онтология. Единство мира.
- Тема 28. Проблемы понимания и изменения бытия, его самоорганизации.
- Тема 29.Движение и развитие, их основные формы.
- Тема 30. Связь представлений о пространстве и времени
- Тема 31. Проблемы происхождения, эволюции и сохранения жизни во Вселенной.
- Тема 32. Взаимосвязь материального и идеального на личностном и надличностном уровнях.
- Тема 33. Этапы взаимодействия природы и общества, проблемы коэволюции.
- Тема 34. Проблемы человечества, создаваемые природой начиная с 21 века, поиски решения.
- Тема 35. Философия культуры. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
- Тема 42.Структура научного познания, его формы. Фундаментальные и прикладные знания.
- Тема 43. Основные этапы развития научного исследования. Роль гипотез в философии.
- Тема 44. Эмпирический и теоретический уровни и методы научного познания.
- Тема 45. Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы диалектики и метафизики.
- Тема 46. Детерминизм и индетерминизм. Принцип каузальности в философии и науке.
- Тема 47.Динамические и статистические законы. Возможность и действительность.
- Тема 48. Философия науки и техники. Проблемы научно-технического прогресса.
- Тема 49. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.