Тема 27.Онтология. Единство мира.
Монистические и плюралистические концепции бытия.
Бытие как таковое, имеющее всеобщие законы изучает онтология. Уже автор термина «бытие» Парменид в тезисе о тождестве бытия и мышления утверждал познаваемость мира человеческим мышлением. Вопрос о единстве мира, всего бытия или изначальной множественности, значит и невозможности ее верно познать и изменить на лучший мир, неизменности его основ наиболее остро встал перед философией Нового времени, в эпоху подготовки буржуазных демократических революций. Перед каждым человеком при решении разных проблем встает гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» и надо понимать, что для тебя сейчас значит здесь быть или не быть (студентом и супругом, надежным товарищем и сотрудником, западным или восточным человеком, но 21 века и т.д.)? Каким где кому быть можно и каким нельзя? У каждого множество взаимодействующих между собой видов природного бытия, социального и духовного, политического, правового и нравственного, космического и личностного. Получше знать структуру и тайны собственного бытия – это побольше понимать в своей судьбе и что от тебя самому тебе и другим можно или не нужно ждать.
Названный в онтологии основным вопросом философии, вопрос об отношении души к телу, духа к природе, сознания к материи, идеального к материальному, общественного сознания к общественному и природному бытию, мышления к бытию вообще позволял давать взаимоисключающие ответы. В философии сложились школы верящих в единство мира монистов и утверждающих множественность коррелирующих, но независимых изначально форм бытия плюралистов. Среди монистов конкурируют два противоположных мнения: материалисты и идеалисты. Заслуга первых в смелой попытке везде (в природном и социальном) видеть объективное, независимое от человека и человечества, изменяемое только в форме, но по законам самого материала, а заслуга вторых в умении видеть и отстаивать важность идеалов, субъективных моментов, мотивов поведения, духа и души. «Мир не просто существует, он еще и наполнен тайной»(О.Шпенглер). Кто прав среди монистов и правы ли монисты против плюралистов – вопрос открытый доныне, поскольку бесспорного доказательства позиции нет.
Монисты создали субстратное, функциональное и атрибутивное доказательства единства мира, но безупречного и окончательного пока нет. Достоверно даже не знаем: мир един или миров много совершенно непохожих и, следовательно, непознаваемых для нас? Простейшей формой плюрализма был дуализм (Декарт, Кант). Заслуга дуалистов в критике и тем самым помощи преодолеть вульгарности современных им форм материализма и идеализма, а слабостью дуалистов остается то, что в конкретных вопросах они становятся сами на точку зрения материалистов или идеалистов, не умея до конца последовательно остаться дуалистами. Заслуга плюралистов в целом в подчеркивании недоказанности монистической гипотезы и ненужности все многообразие вещей и процессов в мире заранее дихотомически расписывать в две колонки. Плюралисты видят самостоятельность разных явлений природы, социальной и духовной жизни, воли(А.Шопенгауэр) подсознания(З.Фрейд), пр. Но плюралисты игнорируют изучение их взаимосвязей и мир у них по сути осколки, ничем не связанные между собой, в будущем контакты не нужны и невозможны никакие, кроме трений. Само понятие бытия-вообще введено для устранения путаницы реально существующего или возможного в определенных условиях с существующим только в сознании в виде групповых научных и религиозных или даже всеобщих заблуждений и невозможных для реализации нигде и никогда, пустых фантазий. Не столько для понимания бытия Вселенной или Бога, сколько для понимания все новых форм бытия человека (например, виртуального, подлинного и неподлинного) важно это понятие: «бытие».
Но чем больше знает наука, тем острее встает проблема использования науками тех или других концепций бытия. С одной стороны, развитие наук только может доказать или опровергнуть правильность той или другой концепции бытия, а с другой стороны, если наука в целом исходит пока из материалистической монистической концепции бытия, а она ошибочна, то многие знания неверны и наука заведет в тупик или к пропасти. Выбирая концептуально неверный подход, мы будем жить иллюзиями и зря тратить время и средства, что пока непозволительная роскошь для балансирующей на краю гибели цивилизации. Только время и факты разрешат спор между концепциями бытия и, скорее всего, помогут сформулировать новые, пока неведомые, но вобравшие все ценное от прежних, как наша жизнь, вбирающая многое из прошлого, но неведомая и более самоорганизующаяся, чем планируемая и творимая сознательно нами.
Смерть как смена формы бытия допускает ли бессмертие живого разумного или все заново где-то возникнет и до определенного состояния и момента будет развиваться и тоже погибнет? Смерть есть инобытие или небытие? Парменид доказывал, что небытия нет и все лишь разные формы бытия. Нигде нет ничто, все проходит не бесследно, не исчезает в никуда, а всегда куда-то. Так Парменид помог преодолеть неуверенность, фобии и мании от безопорности современников, у которых с появлением частной собственности и крахом кровнородственной и соседской общины появилась растерянность, дезориентация в смысложизненных установках, шок сиротства в недавно понятном мире. Парменид дал стимул наукам открыть законы симметрии и сохранения. Понятие бытие выдерживает испытание временем даже теперь, когда появилось виртуальное бытие, а отмеченное еще Платоном и развитое экзистенциалистами неподлинное бытие стало массовым.
Категория «бытие» - разумная абстракция общей связи всего реально существующего в отличие от того, что нигде и никогда реально существовать не может, кроме пустой игры воображения. Следовательно, не все нужно хотеть. И еще следует из понятия бытия, что бессмертие для человека возможно. Пусть пока не для каждого отдельного человека, а для человечества есть реальные возможности не погибнуть ни вместе с планетой, ни вместе с Солнцем, ни даже вместе с Метагалактикой. Надо только нам сегодня не уничтожить шанс бессмертия человечества в будущем. Для этого нашему бытию не хватает идеальности мышления. У каждого человека потенциально есть способность, присущая только людям: творить идеальные модели новых форм бытия и по ним воплощать идеалы в материальные вещи, удовлетворяющие любые наши потребности. Распредмечивание идеальным бытием материи и опредмечивание идеального вновь в материальное, но уже иное бытие – чудесная способность человека, открывающая ему путь в бессмертие.
- Тема 1.Трудности выявления субъекта и объекта философии, специфика определения предмета.
- Тема 2. Мировоззренческая и критическая функции философии. Место и роль философии среди типов мировоззрения.
- 3.Связь мифологического и философского в картине мира человека. Первобытные, научные и политические мифы современности.
- Тема 4.Связь философии с искусством в мироотношении человека и народа. Эвристическая функция философии.
- 5.Отношения философии с религией.
- Тема 6.Связь философии с наукой. Гносеологическая и методологическая функции философии.
- 7.Философия и политика. Идеологическая и прогностическая функции философии.
- Тема 8. Проблемы аксиологии. Подлинные и мнимые нравственные ценности семьи, народа и общества.
- Тема 9. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
- Тема 10.Проблемы отчуждения. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность
- Тема 11. Влияние философских и религиозных ценностей на нравственность и духовность.
- Тема 12. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Умение множить красоту.
- Тема 13.Философская антропология. Человек в природе, культуре и системе социальных связей.
- Тема 14.Человек в историческом процессе.
- Тема 15.Философские проблемы антропосоциокультурогенеза человека.
- Тема 16. Проблемы жизни, смерти и бессмертия
- Тема 17.Влияние понимания смысла человеческого бытия
- Тема 18.Роль бессознательного, сознания и самосознания в формировании личности.
- Тема 36. Гносеология и эпистемология. Проблема истины и ее критериев. Познание и практика.
- Тема 37. Основные формы чувственного и рационального познания в их взаимосвязи.
- Тема 38. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание.
- Тема 39. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
- Тема 40.Сознание и познание. Роль интуиции в познании и творчестве.
- Тема 41.Действительность и мышление, логика и язык.
- Тема 19.Философские аспекты понимания общества.
- Тема 20.Философия социальной структуры общества.
- Тема 21. Взаимосвязь основных сфер жизни общества, бытия и сознания.
- Тема 22. Философия права. Основы учения о правовом государстве и гражданском обществе.
- Тема 23. Формационная и цивилизационная концепции
- Тема 24. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
- Тема 25.Глобальные проблемы современности, создаваемые обществом, пути их решения.
- Тема 26. Духовная жизнь общества и главные формы ее развития. Духовные богатство и сила.
- Тема 27.Онтология. Единство мира.
- Тема 28. Проблемы понимания и изменения бытия, его самоорганизации.
- Тема 29.Движение и развитие, их основные формы.
- Тема 30. Связь представлений о пространстве и времени
- Тема 31. Проблемы происхождения, эволюции и сохранения жизни во Вселенной.
- Тема 32. Взаимосвязь материального и идеального на личностном и надличностном уровнях.
- Тема 33. Этапы взаимодействия природы и общества, проблемы коэволюции.
- Тема 34. Проблемы человечества, создаваемые природой начиная с 21 века, поиски решения.
- Тема 35. Философия культуры. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
- Тема 42.Структура научного познания, его формы. Фундаментальные и прикладные знания.
- Тема 43. Основные этапы развития научного исследования. Роль гипотез в философии.
- Тема 44. Эмпирический и теоретический уровни и методы научного познания.
- Тема 45. Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы диалектики и метафизики.
- Тема 46. Детерминизм и индетерминизм. Принцип каузальности в философии и науке.
- Тема 47.Динамические и статистические законы. Возможность и действительность.
- Тема 48. Философия науки и техники. Проблемы научно-технического прогресса.
- Тема 49. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.